Совет Безопасности Российской Федерации

Выступление Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С.Иванова на Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике 18 марта 2007 года

19 марта 2007 года

Организаторы встречи предложили мне выступить на тему «О роли России в будущем мире».

Тема, несомненно, представляет большой политический, научный и практический интерес. Мы живем в бурно меняющемся мире. Под неумолимым воздействием глобализации возрастает не только взаимозависимость государств, но и их собственная зависимость от развития международных отношений. Ни одно государство, каким бы мощным и «богатым» оно бы ни было, не может с уверенностью строить и реализовывать долгосрочные планы своего внутреннего развития без учета внешних факторов.

Поэтому, прежде чем говорить о роли России в будущем мире, нам необходимо представлять себе, каким же этот будущий мир может быть. Авторы книги «Мир вокруг России: 2017. Контуры недалекого будущего» совершенно справедливо отмечают: «Чтобы принимать верные решения, сегодня необходимо как никогда хорошо знать и понимать внешний мир, от которого Россия будет все больше зависеть».

Сегодня немало теорий и прогнозов относительно того, каким будет будущий миропорядок, в котором нам предстоит жить. Естественно, мы говорим об обозримом будущем. Сценарии здесь на все вкусы: от катастрофических до достаточно экзотических. И это естественно, так как в силу объективных причин, диктуемых сложнейшими и не во всем предсказуемыми процессами глобализации, составить целостную картину возникающего миропорядка крайне сложно, да, пожалуй, и невозможно.

Вместе с тем мы можем попытаться выявить главные направления трансформации международных отношений.

Что отличает современный этап развития международных политических и экономических отношений от предыдущих? Это следующие основные особенности:

• Утверждение системы рыночных отношений после распада СССР и крушения мирового социализма в качестве универсальной формы организации хозяйственной жизни стран и народов и их взаимодействия в экономической сфере.

• Резкое усиление роли политического фактора в развитии глобализации. Конфигурация новой международной системы после распада старой биполярной системы будет оказывать глубокое воздействие на вектор и темпы развития глобализации, на баланс ее результатов для различных регионов и отдельных государств.

• Значительное расширение числа стран, для которых внешнеэкономические факторы начинают играть ключевую роль во внутреннем развитии.

• Дополнение «географической экспансии» глобализационных процессов их движением вглубь экономики, общества, международных отношений.

• Появление в сфере мирового хозяйства новых факторов, заметно изменивших прежние «правила игры». Наряду с традиционными субъектами международной экономической жизни - национальными государствами и компаниями - все большую роль приобретают транснациональные корпорации.

• Значительное повышение роли финансового капитала в международных экономических связях.

• Качественное возрастание роли информационных ресурсов и социального капитала в развитии отдельных стран и мировой экономики в целом.

• Изменение характера угроз в области безопасности.

На смену традиционным угрозам, порождавшимся биполярным противостоянием, пришли опасности нового поколения: подъем политического экстремизма под прикрытием религиозных и этнонациональных концепций, международный терроризм, усиление тенденций к распространению оружия массового уничтожения и средств его доставки, рост масштабов и опасности для общества и экономики международной организованной преступности, возникновение новых угроз и вызовов, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Под воздействием этих объективных факторов происходят изменения приоритетов курса государств на мировой арене и их внешнеполитического арсенала. В новых исторических условиях тенденция к сокращению возможностей прямого применения силы все больше выдвигает на первый план значение ресурсов влияния, то есть способностей управлять невоенными средствами развитием международной системы, основанной на отношениях взаимозависимости.

Усиливается значение многосторонней дипломатии как инструмента решения комплексных политических, экономических и глобальных проблем, порождаемых глобализацией.

Глобализация и манипулирование ее ходом нередко используются в качестве орудия политического давления. Комбинированное использование экономических стимулов или санкций и информационного давления открывает дорогу применению нового инструмента внешней политики - своего рода «политической инженерии». Вместо поиска взаимоприемлемых компромиссов за столом переговоров дипломатия отдельных развитых государств порой занимается «конструированием» партнера, готового принять предъявляемые ему условия.

Усиление противоречивого характера процессов глобализации во всех сферах - политической, экономической, культурно-информационной - говорит об очевидном дефиците управляемости международной системой. Решение этой проблемы возможно только через формирование новой модели мироустройства, причем этот процесс должен быть предметом сознательных и целенаправленных усилий мирового сообщества.

К началу 1990-х годов биполярная система международных отношений, существовавшая с 1945 года, распалась. Перед человечеством открылись небывалые возможности для переустройства международных отношений на справедливой, демократической основе. Однако этот шанс не был в полной мере реализован. Новых механизмов обеспечения стабильности, которые были бы адекватны в корне изменившейся обстановке, создано не было. В международных отношениях возникла переходная ситуация, которая фактически сохраняется до настоящего времени.

Основной чертой этого переходного периода является медленное формирование в условиях глобализации элементов нового мироустройства, которые пока не приобрели системного характера.

Переходный период в международных отношениях приобрел затяжной и во многом неуправляемый характер. Создалась ситуация, несущая в себе одновременно как позитивные возможности для формирования нового мироустройства, так и значительный кризисный потенциал.

* * *
Анализ выдвинутых в последние годы многочисленных моделей и сценариев развития международной системы позволяет прийти к выводу о том, что наиболее обоснованной в научном и политическом плане является многополярная модель мироустройства.
Многополярность - это отражение одного из объективных аспектов современной международной жизни, хотя и далеко не единственного. Суть нынешнего переходного периода в международных отношениях состоит именно в том, что в них одновременно присутствуют элементы различных международных систем. Если в военной сфере США занимают позиции лидерства по отношению ко всему остальному миру, то в экономической сфере положение совершенно иное. Здесь имеет место реальная многополярность, суть которой заключается в существовании нескольких крупных экономических «полюсов», таких как ЕС, Япония, страны Юго-Восточной Азии, динамично развивающиеся Китай, Индия и т.д. Одновременно в этом мире сохраняются и элементы биполярности, к которым можно отнести, например, отношения Север-Юг, а также объективный факт наличия крупных ядерных арсеналов у двух держав - России и США.
Как в научно-теоретическом, так и в практическом плане наибольшую сложность при разработке многополярной модели мироустройства и управления глобализацией представляет определение условий осуществления такой модели.
Реализация благоприятных возможностей для создания новой международной системы, основанной на сотрудничестве ведущих центров мирового развития, будет в огромной мере зависеть от проведения активной линии со стороны всех заинтересованных в этом государств.
Международное сообщество уже имеет необходимый «строительный материал» для создания нового устройства мира. Это - разветвленная система международных организаций во главе с ООН, влиятельные региональные объединения, плотная ткань двусторонних межгосударственных отношений. Проблема состоит в том, чтобы придать этим структурам характер целостной системы, которая обеспечивала бы сопряжение потребностей отдельных государств с интересами всего мирового сообщества.
Схематически предлагаемую конструкцию можно представить в виде «пирамиды», вершиной которой является ООН и ее Совет Безопасности - орган, несущий главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Следующий уровень - крупнейшие региональные организации и интеграционные объединения. Далее - двусторонние отношения между государствами. Фундаментом всей конструкции должно служить международное право.

* * *
Теперь о роли России в будущем мире, который всем нам предстоит выстраивать.
Россия располагает всем необходимым для того, чтобы быть влиятельным полюсом будущего мироустройства. А вот станет ли она таковым, зависит прежде всего и главным образом от нее самой. Это место за нашей страной не зарезервировано. За него предстоит бороться.
Как отмечал Президент России В.В.Путин в одном из своих обращений к Федеральному Собранию страны, «в современном мире с нами никто не собирается враждовать - этого никто не хочет и это никому не нужно. Но нас никто особенно и не ждет. Никто специально помогать не будет. За место под «экономическим» солнцем нам нужно бороться самим».
В подобном положении находится, разумеется, не только Россия. В условиях глобализации и незавершенности формирования нового мироустройства, о чем мы говорили выше, наряду с усилением взаимосвязи и взаимозависимости государств одновременно резко ужесточается конкуренция между ними, конкуренция в политических, торговых, финансовых, научно-технических, культурных и других областях. Иными словами, нам надо быть готовыми к тому, что сотрудничество и конкурентная борьба в современном мире вполне совместимы и еще долго будут являться характерными особенностями нынешнего этапа развития международных отношений.
Каким же образом в этих условиях должна вести себя Россия, чтобы, с одной стороны, в полной мере отстаивать свои интересы и реализовывать свои возможности, а с другой, не скатиться на рискованный путь неоправданного противостояния и конфронтации.
В середине XIX века, когда Россия переживала сложнейший период в своей истории, канцлер Александр Михайлович Горчаков в своей записке о внешней политике сформулировал следующие задачи:
«Наша политическая деятельность должна преследовать двойную цель:
во-первых, оградить Россию от участия во всякого рода внешних осложнениях, которые могли бы частично отвлечь ее силы от собственного внутреннего развития;
во-вторых, приложить все усилия к тому, чтобы в это время в Европе не имели места территориальные изменения, изменения равновесия сил или влияния, которые нанесли бы большой ущерб нашим интересам или политическому положению».
«При условии выполнения этих двух условий, - писал А.М.Горчаков, - можно было надеяться, что Россия, оправившись от потерь, укрепив силы и восстановив ресурсы, вновь обретет свое место, положение, авторитет, влияние и предназначение среди великих держав. Россия сможет занять такое положение, лишь развив свои внутренние силы, кои на сегодняшний день есть единственный реальный источник политического могущества государств».
Разве не актуально звучат сегодня эти слова великого дипломата!
Дальнейшее продвижение рыночных и социальных реформ, создание конкурентоспособной экономики, обеспечивающей повышение качества жизни народа, укрепление демократической государственности, развитие гражданского общества - все это те вопросы, от решения которых во многом будет зависеть прочность фундамента, опираясь на который Россия может уверенно претендовать на роль одного из влиятельных центров современного мира.
Теперь несколько слов о внешней политике России.
Принимая Концепцию внешней политики России в 2000 году, мы отмечали, что в предстоящий период нашу внешнюю политику должен отличать больший реализм и прагматизм. Реализм - во взгляде на международную ситуацию, в постановке конкретных задач, в оценке собственных возможностей. Прагматизм - в сосредоточенности наших внешнеполитических ресурсов, которые не являются безграничными, на жизненно важных для страны областях: обеспечение надежной безопасности, создание максимально благоприятных условий для поступательного экономического развития, повышение жизненного уровня населения, консолидация гражданского общества, защита прав наших сограждан и соотечественников за рубежом.
Такой подход позволил нашей внешней политике стать более рациональной, предметно сориентированной на реализацию национальных интересов.
Речь, разумеется, не шла и не может идти о каком-то национальном эгоизме, а тем более самоизоляции. Россия и дальше будет играть активную роль в демократизации международного сообщества. Этой линии нет разумной альтернативы. Какие бы трудности ни возникали по отдельным международным проблемам или в отношениях с отдельными странами, основой внешнеполитического курса будет стремление к партнерству и поиск взаимоприемлемых решений, в том числе и самых сложных проблем. Другими словами, отстаивать собственные позиции и приоритеты мы будем в рамках линии на конструктивное взаимодействие, стремясь при этом совершенствовать соответствующие инструменты и механизмы.
Это относится к последовательным усилиям российской стороны, направленным на укрепление центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в вопросах поддержания мира и международной безопасности.
Анализ участия России в ключевых региональных и субрегиональных организациях и институтах современного мира показывает, что курс на интеграцию нашей страны в многосторонние структуры полностью себя оправдал. Он стал важным средством оптимального использования преимуществ современной глобализации, укрепления позиций нашей страны в ключевых регионах мира и одновременно - инструментом нейтрализации или смягчения отдельных негативных последствий глобализации для отечественной экономики.
Принципы российского подхода к развитию регионализма отвечают интересам широкого круга государств. Это демократизм, отказ от создания закрытых группировок, уважение суверенного равенства участвующих государств и невмешательство в их внутренние дела, принцип взаимовыгодности сотрудничества, признание центральной роли ООН и ее Совета Безопасности в вопросах поддержания мира во всех регионах планеты, опора на общепризнанные нормы и принципы международного права как на основу регионального строительства.
Анализ состояния и перспектив развития двусторонних отношений России с ведущими государствами мира показывает, что наша страна смогла за последнее десятилетие в непростых условиях экономических трудностей и геополитической трансформации выстроить глобальную по охвату систему связей, в целом отвечающую задачам обеспечения национальных интересов в условиях глобализации.
В наших двусторонних отношениях с другими государствами, прежде всего с ведущими державами мира, нет антагонистических конфликтов интересов, способных провоцировать рост политической и тем более военной напряженности. Связи носят достаточно сбалансированный характер в географическом плане, что дает возможность для маневра, проведения гибкой коалиционной политики.
В целом наши партнеры могут твердо рассчитывать, что политика России будет самостоятельной, предсказуемой, транспарентной, учитывающей законные интересы других государств, нацеленной на поиск совместных решений. Уверенность в этом придает и тот факт, что сформировавшийся внешнеполитический курс опирается на широкую поддержку общественности и всех ведущих политических сил России.
Конечно, у России еще немало собственных проблем. Сложно складываются дела в мире. Но, как отметил Президент России В.В.Путин, «у России есть колоссальные возможности для развития. Есть огромный потенциал, который надо эффективно реализовать для улучшения жизни людей». Решая эту задачу, Россия будет укреплять свои позиции и на международной арене, ибо внешнеполитическая активность в конечном счете обусловлена состоянием дел внутри страны.