Совет Безопасности Российской Федерации

Комментарий Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева для средств массовой информации по итогам VI Международной встречи государств – членов Арктического совета, государств-наблюдателей и зарубежной научной общественности

2 сентября 2016 года

Николай Платонович,  завершилась Международная встреча государств – членов Арктического совета, государств-наблюдателей и зарубежной научной общественности.   Почему Советом Безопасности России уделяется столь пристальное внимание теме Арктики?

- Освоение Арктического региона является одной из приоритетных задач как для Российской Федерации, так и для ведущих зарубежных стран.

Здесь  разведано почти 30 процентов мировых запасов нефти и  газа.

Для Российской Федерации данный регион является важнейшей ресурсной базой. Он обеспечивает около 11% национального дохода России. Здесь создается 22% объема общероссийского экспорта, добывается и производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 100% барита и апатитового концентрата. 

Комплекс морского промышленного рыболовства, производит около 15% общих объемов рыбной продукции страны и других водных биологических ресурсов.

В Арктике строятся крупные транспортные, энергетические объекты, возрождается Северный морской путь.

При этом важно обеспечить экономическую, транспортную, энергетическую, экологическую безопасность в этом регионе, поэтому, начиная с  2011 года, мы проводит подобные форумы.

В предыдущие годы такие встречи состоялись на борту ледокола «Ямал», в Мурманске, в Салехарде, в Нарьян-Маре и в Архангельске, где обсуждались различные актуальные темы сотрудничества в Арктическом регионе.

 В VI международной встрече участвуют  представители  из 8 государств-членов Арктического совета – России, Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Швеции, США, Финляндии, а также  государств-наблюдателей – Индии, КНР, Республики Корея и  Сингапура.

Обсуждены вопросы обеспечения безопасности в северных широтах, а также  ключевые направления политического, экономического и культурного сотрудничества приарктических государств.

 В этом году встреча проходит непосредственно на самом восточном участке трассы Северного морского пути,  на борту атомного ледокола «50 лет Победы»,   поэтому не случайно  темами дискуссий стали международно-правовые, организационные, экономические, технологические, технические и логистические аспекты морских перевозок в Арктике.

Каковы в целом национальные интересы Российской Федерации в Арктике?

-Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике важнейшими национальными интересами страны в этом регионе являются:   использование Арктической зоны России в качестве стратегической ресурсной базы для социально-экономического развития государства; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем Арктики; использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.

В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года          также ясно сформулированы приоритеты нашего государства в Арктике. Среди них - международное сотрудничество в Арктике.

Нам нужна стабильность в этом регионе, отсутствие даже намека на конфронтацию приарктических государств. Для  этого  важно стимулировать   позитивное  развитие  Арктики.

Выступающие на конференции говорили о значимости  сохранения высокого уровня предсказуемости политики арктических стран, в особенности по таким чувствительным вопросам, как установление внешних границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.

 Для сохранения Арктики в качестве зоны мира  Россия поддерживает взаимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество  с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является наша страна. Повышается эффективность внешнеэкономической деятельности, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов, сохранения природной среды в Арктике.

Какую  роль играет  Северный  морской  путь в развитии Арктики и в целом мировой экономики?

- Северный морской путь  значительно короче традиционного маршрута через Суэцкий канал и является самой перспективной трассой  из Европы в Америку и Азию.

Для  бесперебойной работы Севморпути  Россия использует  35 дизель-электрических  и 4 атомных ледоколов.

 Сейчас на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строится три новых универсальных атомохода с переменной осадкой мощностью 60 МВт: головное судно "Арктика" и два серийных судна "Сибирь" и "Урал". 

В 2015 году для ФГУП «Росморпорт» построены два линейных дизель-электрических ледокола «Владивосток» и «Мурманск» мощностью 16 МВт задачами которых является обеспечение ледокольной проводки судов в замерзающих неарктических морях, а также привлечение к работе в акватории Северного морского пути.

Продолжается строительство одного дизель-электрического ледокола «Новороссийск» мощностью 16 МВт и одного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.

По разным подсчетам, грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз до 65 млн тонн в год.

По мнению представителей российской и зарубежной научной общественности, органов государственной власти, развитие российского экспорта по Северному морскому пути в ближайшие годы будет зависеть от возможностей дальнейшего освоения природных ресурсов Арктики и создания условий для вывоза продукции  Северного Урала и Западной Сибири через арктические морские порты.

Что касается транзитных грузов, то наши зарубежные партнеры, прежде всего в Китае, проявляют заметный интерес к возможности использования Северного морского пути.

Интерес Кореи и Сингапура в контексте СМП связан в основном с возможностью коммерческого сотрудничества с российской стороной по модернизации портов и организации их работы.

Будет ли обеспечена  безопасность этого маршрута?

- Да, конечно. Российская Федерация сегодня проводит целенаправленную работу по обеспечению безопасности судоходства в Арктике, оснащению акватории Северного морского пути современной инфраструктурой, в том числе навигационным оборудованием, совершенствует средства поиска и ликвидации разливов нефти в арктических морях. Примеров много, их можно перечислять долго, так как это эта задача решается  комплексно.

  На побережье уже действует  три специализированных аварийно-спасательных центра в Архангельске, Нарьян-Маре и Дудинке, четыре региональных поисково-спасательных отряда, около 200  пожарных подразделений общей численностью около 10 тысяч человек. В перспективе до 2020 года Россия развернет на территории Арктики более десяти аварийно- спасательных центров.      Последовательно объединяем усилия приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил.

Необходима инфраструктура для оказания экстренной медицинской помощи  членам экипажей, пассажирам  круизных судов, работникам вахтовых поселков, полярных станций, самим спасателям, пограничникам и военным. В суровых условиях Севера порой приходится решать  нестандартные задачи с привлечением санитарной авиации, ледоколов, быстроходных судов.

  Важно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации, быть готовым противостоять террористическим угрозам,  возможной контрабанде, наркотрафику и другим аспектам, связанным с организованной преступностью.

Участникам конференции была предоставлена возможность на месте, в арктических широтах познакомиться с возможностями многофункционального  спасательного судна «Спасатель Карев», обеспечивающего безопасность при проведении работ на шельфовых объектах Арктики, а на берегу они  увидели используемую российскими спасателями авиационную и наземную технику, предназначенную для тушения пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характеров на любых объектах при любой погоде.

Подводя итоги Международной встречи, отмечу, что в целом в ходе конференции прозвучало  более 50 докладов  и сообщений. Уверен, что результаты нашей работы заложили хорошую основу для развития сотрудничества и укрепления безопасности в Арктике.