Комментарий Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева для средств массовой информации по итогам VI Международной встречи государств – членов Арктического совета, государств-наблюдателей и зарубежной научной общественности
2 сентября 2016 годаНиколай Платонович, завершилась Международная встреча государств – членов Арктического совета, государств-наблюдателей и зарубежной научной общественности. Почему Советом Безопасности России уделяется столь пристальное внимание теме Арктики?
- Освоение Арктического региона является одной из приоритетных задач как для Российской Федерации, так и для ведущих зарубежных стран.
Здесь разведано почти 30 процентов мировых запасов нефти и газа.
Для Российской Федерации данный регион является важнейшей ресурсной базой. Он обеспечивает около 11% национального дохода России. Здесь создается 22% объема общероссийского экспорта, добывается и производится более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 100% барита и апатитового концентрата.
Комплекс морского промышленного рыболовства, производит около 15% общих объемов рыбной продукции страны и других водных биологических ресурсов.
В Арктике строятся крупные транспортные, энергетические объекты, возрождается Северный морской путь.
При этом важно обеспечить экономическую, транспортную, энергетическую, экологическую безопасность в этом регионе, поэтому, начиная с 2011 года, мы проводит подобные форумы.
В предыдущие годы такие встречи состоялись на борту ледокола «Ямал», в Мурманске, в Салехарде, в Нарьян-Маре и в Архангельске, где обсуждались различные актуальные темы сотрудничества в Арктическом регионе.
В VI международной встрече участвуют представители из 8 государств-членов Арктического совета – России, Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Швеции, США, Финляндии, а также государств-наблюдателей – Индии, КНР, Республики Корея и Сингапура.
Обсуждены вопросы обеспечения безопасности в северных широтах, а также ключевые направления политического, экономического и культурного сотрудничества приарктических государств.
В этом году встреча проходит непосредственно на самом восточном участке трассы Северного морского пути, на борту атомного ледокола «50 лет Победы», поэтому не случайно темами дискуссий стали международно-правовые, организационные, экономические, технологические, технические и логистические аспекты морских перевозок в Арктике.
Каковы в целом национальные интересы Российской Федерации в Арктике?
-Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике важнейшими национальными интересами страны в этом регионе являются: использование Арктической зоны России в качестве стратегической ресурсной базы для социально-экономического развития государства; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем Арктики; использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике.
В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года также ясно сформулированы приоритеты нашего государства в Арктике. Среди них - международное сотрудничество в Арктике.
Нам нужна стабильность в этом регионе, отсутствие даже намека на конфронтацию приарктических государств. Для этого важно стимулировать позитивное развитие Арктики.
Выступающие на конференции говорили о значимости сохранения высокого уровня предсказуемости политики арктических стран, в особенности по таким чувствительным вопросам, как установление внешних границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане.
Для сохранения Арктики в качестве зоны мира Россия поддерживает взаимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами на основе международных договоров и соглашений, участницей которых является наша страна. Повышается эффективность внешнеэкономической деятельности, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов, сохранения природной среды в Арктике.
Какую роль играет Северный морской путь в развитии Арктики и в целом мировой экономики?
- Северный морской путь значительно короче традиционного маршрута через Суэцкий канал и является самой перспективной трассой из Европы в Америку и Азию.
Для бесперебойной работы Севморпути Россия использует 35 дизель-электрических и 4 атомных ледоколов.
Сейчас на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге строится три новых универсальных атомохода с переменной осадкой мощностью 60 МВт: головное судно "Арктика" и два серийных судна "Сибирь" и "Урал".
В 2015 году для ФГУП «Росморпорт» построены два линейных дизель-электрических ледокола «Владивосток» и «Мурманск» мощностью 16 МВт задачами которых является обеспечение ледокольной проводки судов в замерзающих неарктических морях, а также привлечение к работе в акватории Северного морского пути.
Продолжается строительство одного дизель-электрического ледокола «Новороссийск» мощностью 16 МВт и одного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.
По разным подсчетам, грузопоток по Северному морскому пути к 2020 году может вырасти в десятки раз до 65 млн тонн в год.
По мнению представителей российской и зарубежной научной общественности, органов государственной власти, развитие российского экспорта по Северному морскому пути в ближайшие годы будет зависеть от возможностей дальнейшего освоения природных ресурсов Арктики и создания условий для вывоза продукции Северного Урала и Западной Сибири через арктические морские порты.
Что касается транзитных грузов, то наши зарубежные партнеры, прежде всего в Китае, проявляют заметный интерес к возможности использования Северного морского пути.
Интерес Кореи и Сингапура в контексте СМП связан в основном с возможностью коммерческого сотрудничества с российской стороной по модернизации портов и организации их работы.
Будет ли обеспечена безопасность этого маршрута?
- Да, конечно. Российская Федерация сегодня проводит целенаправленную работу по обеспечению безопасности судоходства в Арктике, оснащению акватории Северного морского пути современной инфраструктурой, в том числе навигационным оборудованием, совершенствует средства поиска и ликвидации разливов нефти в арктических морях. Примеров много, их можно перечислять долго, так как это эта задача решается комплексно.
На побережье уже действует три специализированных аварийно-спасательных центра в Архангельске, Нарьян-Маре и Дудинке, четыре региональных поисково-спасательных отряда, около 200 пожарных подразделений общей численностью около 10 тысяч человек. В перспективе до 2020 года Россия развернет на территории Арктики более десяти аварийно- спасательных центров. Последовательно объединяем усилия приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил.
Необходима инфраструктура для оказания экстренной медицинской помощи членам экипажей, пассажирам круизных судов, работникам вахтовых поселков, полярных станций, самим спасателям, пограничникам и военным. В суровых условиях Севера порой приходится решать нестандартные задачи с привлечением санитарной авиации, ледоколов, быстроходных судов.
Важно реагировать на возможные чрезвычайные ситуации, быть готовым противостоять террористическим угрозам, возможной контрабанде, наркотрафику и другим аспектам, связанным с организованной преступностью.
Участникам конференции была предоставлена возможность на месте, в арктических широтах познакомиться с возможностями многофункционального спасательного судна «Спасатель Карев», обеспечивающего безопасность при проведении работ на шельфовых объектах Арктики, а на берегу они увидели используемую российскими спасателями авиационную и наземную технику, предназначенную для тушения пожаров, ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характеров на любых объектах при любой погоде.
Подводя итоги Международной встречи, отмечу, что в целом в ходе конференции прозвучало более 50 докладов и сообщений. Уверен, что результаты нашей работы заложили хорошую основу для развития сотрудничества и укрепления безопасности в Арктике.