Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации А.Н.Гребенкина к 25-летию Совета Безопасности Российской Федерации

17 мая 2017 года

Александр Николаевич, мы встречаемся с Вами накануне 25-летия Совета Безопасности Российской Федерации. Каким вопросам Совет Безопасности уделяет повышенное внимание в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности?

- В поле зрения Совета Безопасности Российской Федерации постоянно находятся вопросы противодействия экстремистским и сепаратистским проявлениям, борьбы с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия и наркотиков, обеспечения безопасности в пограничной и миграционной сферах, а также защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В современных условиях особое внимание уделяется консолидации усилий всех ветвей власти и институтов гражданского общества по нейтрализации новых вызовов и угроз национальной безопасности, связанных с международным терроризмом, организованной преступностью, с подрывом единства и территориальной целостности Российской Федерации, попытками дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране, включая инспирирование «цветных революций».

Например, на одном из заседаний Совета Безопасности Российской Федерации утвержден комплекс дополнительных политических, правовых, организационных и практических мер, направленных на защиту суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.

Важным для обеспечения государственной и общественной безопасности является необходимость учета региональных аспектов, рассмотрение которых проводится в ходе выездных совещаний Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева в федеральных округах. Многолетняя практика использования такого формата взаимодействия с аппаратами полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и главами субъектов Российской Федерации позволяет вскрывать недостатки в системе обеспечения национальной безопасности на региональном уровне и вырабатывать согласованные действия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по нейтрализации существующих угроз.

Какие конкретные меры принимаются Советом Безопасности по противодействию преступности в стране?

- Следует отметить, что в 2016 году произошла некоторая стабилизация криминогенной обстановки. Например, на 9,6% снизилось общее количество преступлений, сократился удельный вес тяжких и особо тяжких преступных деяний.

Советом Безопасности на основе анализа состояния работы по обеспечению правопорядка и законности в стране постоянное внимание уделяется совершенствованию системы защиты личности, общества и государства от различного рода преступных посягательств.

Например, недавние оперативные совещания Совета Безопасности были посвящены рассмотрению вопросов повышения эффективности профилактики преступности; защиты прав граждан от неправомерных методов взыскания просроченных задолженностей; противодействия криминализации сферы оказания социально значимых услуг населению; защиты несовершеннолетних от преступных посягательств.

Важным направлением остается борьба с незаконным оборотом наркотических средств. Учитывая, что на протяжении ряда лет уровень наркотизации населения практически не снижается, в ближайшее время предстоит проанализировать ход реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года и наметить дополнительные меры по противодействию наркомании.

Конечно, в поле зрения Совета Безопасности находятся вопросы противодействия коррупции. К их числу, в частности, можно отнести должностные злоупотребления, связанные со строительством космодрома «Восточный»; оценка эффективности работы по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления.

Значительное внимание Советом Безопасности уделяется организации работы по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с преступностью, реализации мер по оптимизации деятельности правоохранительных органов. При участии аппарата Совета Безопасности Российской Федерации подготовлены предложения по совершенствованию организационно-штатной структуры правоохранительных органов, в том числе по упразднению ФМС России и ФСКН России и передачи

МВД России их функций, а также по созданию Росгвардии.

Реализация мер, определенных Советом Безопасности, позволяет совершенствовать формы и методы борьбы с преступностью, улучшать межведомственное взаимодействие в данной сфере и повысить эффективность защиты законных интересов и прав наших граждан.

Александр Николаевич, в целях реализации возложенных на Совет Безопасности задач образованы межведомственные комиссии Совета Безопасности Российской Федерации. Какова роль Комиссии по общественной безопасности в борьбе с преступностью?

- Только в 2015 и 2016 годах по итогам заседаний Комиссии, которую возглавляет постоянный член Совета Безопасности Российской Федерации, Министр внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцев, подготовлены предложения, направленные на принятие конкретных мер по обеспечению безопасности при подготовке и проведении крупных массовых мероприятий, включая выборы депутатов Государственной Думы, развитию систем аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», декриминализации сферы оказания социально значимых услуг населению, а также в области централизованного учета оружия и контроля за его оборотом. Эти рекомендации реализованы федеральными органами государственной власти в своей практической деятельности.

Учитывая, что деятельность Комиссии носит межведомственный характер, ее работа позволяет своевременно вскрывать слабые места в системе обеспечения общественной безопасности, выявлять потенциальные угрозы и своевременно на них реагировать.

В последние годы стало практикой предварительное рассмотрение Комиссией вопросов, выносимых на заседания и оперативные совещания Совета Безопасности Российской Федерации, что обеспечивает их более тщательную и всестороннюю межведомственную и экспертную проработку, повышает качество документов, представляемых Президенту Российской Федерации.

 Прошел год, как ФМС России была упразднена, а ее функции переданы в МВД России. Какова на сегодняшний день ситуация в сфере противодействия незаконной миграции?

- В последнее время вопросы безопасности в сфере миграции становятся все более значимыми. Их решению было посвящено заседание Совета Безопасности Российской Федерации в марте 2016 года, на котором принят комплекс дополнительных мер по совершенствованию государственной миграционной политики в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В условиях обострения миграционной ситуации в мире Советом Безопасности в приоритетном порядке вырабатываются меры и механизмы оперативного реагирования на угрозы проникновения в Россию нелегальных мигрантов, членов международных террористических и экстремистских организаций, в том числе использующих нашу страну в качестве транзита для выезда в Европу.

В связи с передачей полномочий в сфере миграции в органы внутренних дел, при участии аппарата Совета Безопасности в сжатые сроки реализован целый ряд организационно-штатных и других мероприятий. Сформированы подразделения по делам миграции в системе МВД России. В период реорганизации удалось добиться главного – обеспечить непрерывность исполнения функций в сфере миграционной политики и не ослабить контроль за развитием миграционной ситуации.

В связи с этим каких-либо существенных негативных изменений за прошедший год на этом направлении не произошло. Сохранилась тенденция сокращения как прибывающих, так и находящихся в России иностранцев. Последовательно продолжается работа по обустройству и предоставлению правового статуса гражданам, бежавшим от войны и прибывшим с юго-востока Украины.

За прошедший год наметилась тенденция к сокращению преступлений, совершенных в нашей стране иностранцами.

Вместе с тем анализ миграционной ситуации позволяет отметить и негативные тенденции в данной сфере. В частности, несмотря на принимаемые меры, не удалось снизить количество иностранных граждан, находящихся в России с превышением сроков пребывания, требует совершенствования работа по выявлению и пресечению административных правонарушений, совершаемых мигрантами, и их выдворению из нашей страны.

 Пожалуй, экстремизм является одной из самых значимых угроз для нашего общества и государства. Что сделано Советом Безопасности для предотвращения экстремистских проявлений, поддержания мира и согласия?

- Согласен с Вами. Экстремизм способен кардинально разбалансировать политическую, экономическую и социальную системы любого государства.

Поэтому Советом Безопасности уделяется повышенное внимание организации работы федеральных органов исполнительной власти по противодействию преступлениям экстремистского характера.

В ноябре 2014 г. на заседании Совета Безопасности принята Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации

до 2025 года. В настоящее время – это основополагающий документ в области борьбы с экстремистскими проявлениями, достижения межнационального и межконфессионального согласия, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

Вопросы противодействия религиозному, национальному и другим проявлениям экстремизма в последние годы регулярно рассматриваются на оперативных совещаниях Совета Безопасности Российской Федерации.

Особо хочу подчеркнуть, что на сегодняшний день удалось обеспечить стабильную общественно-политическую обстановку в стране, расставить приоритеты в этой работе, среди которых – предупреждение распространения экстремизма в молодежной среде, профилактика межнациональных конфликтов, перекрытие каналов финансирования экстремистской деятельности и противодействие экстремизму в информационной сфере, включая сеть «Интернет».

Результаты проведенных социологических исследований и опросов показывают, что сложившуюся в Российской Федерации ситуацию в сфере противодействия экстремизму, межнациональных и конфессиональных отношений можно оценить как стабильную и контролируемую.

Вместе с тем сохраняется тенденция роста количества зарегистрированных преступлений, связанных с экстремизмом. С одной стороны это свидетельство активной работы правоохранительных органов, которые оперативно стали реагировать на экстремистские вылазки. Так, в 2016 году выявлено 1450 преступлений экстремистской направленности, что на 9,1% больше, чем в 2015 году. Но нельзя не видеть и другой тенденции, связанной с тем, что распространенности экстремистских проявлений во многом способствуют пропаганда через сеть «Интернет» идей национального, религиозного и расового превосходства, а также деструктивная деятельность отдельных неправительственных организаций, прежде всего иностранных, не прекращающих попыток «раскачать» общественно-политическую ситуацию в стране.

В работе по противодействию экстремизму первостепенное внимание уделяется разработке и реализации профилактических мер, которые позволили правоохранительным структурам и органам власти на местах предотвратить в прошлом году, в частности, свыше 100 межэтнических конфликтных ситуаций.

Конечно, решение антиэкстремистских задач осуществляется в тесном взаимодействии органов государственной власти и институтов гражданского общества.

 Расскажите о роли Совета Безопасности в обеспечении безопасности крупных общественно-политических и массовых мероприятий.

- Совет Безопасности уделяет значительное внимание выработке мер по обеспечению безопасности населения в местах их проведения, включая применение аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», а также координации деятельности министерств и ведомств на этом направлении.

В 2016 году благодаря принятым мерам на высоком уровне обеспечена безопасность выборов в Государственную Думу, в региональные и местные органы власти. В настоящее время в центре внимания Совета Безопасности, безусловно, находятся вопросы обеспечения правопорядка и общественной безопасности в период подготовки и проведения предстоящих избирательных кампаний в целях создания безопасных условий для свободного и демократического волеизъявления российских граждан.

Осуществляется работа по повышению эффективности межведомственных действий в сфере обеспечения безопасности

Кубка конфедераций FIFA 2017 года и чемпионата мира по футболу

FIFA 2018 года, а также других важнейших массовых мероприятий.

При этом особый акцент делается на организацию их проведения на высоком уровне с точки зрения обеспечения безопасности участников и зрителей спортивных мероприятий, на предупреждение террористических и экстремистских проявлений, на недопущение хулиганских и других противоправных акций, в том числе со стороны футбольных фанатов.