Совет Безопасности Российской Федерации

Заявление Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации по итогам VIII Международной встречи высоких представителей, курирующих вопросы безопасности

25 мая 2017 года
25.06.2017

Добрый день, уважаемые представители средств массовой информации!

Завершилась восьмая Международная встреча высоких представителей, курирующих вопросы безопасности.

Предыдущие встречи прошли в Сочи, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Казани, Улан-Удэ и Грозном.

Ежегодно мы стараемся показать нашим коллегам разнообразие регионов  России,  создать доверительную обстановку для обсуждения наиболее актуальных вопросов международной безопасности.

На форуме в Тверской области, в живописном районе на берегу Волги, участвовали делегации из 95 стран мира. Также присутствовала делегация от  Организации Объединенных Наций. 

В течение трех дней состоялись пленарные заседания, дискуссии в формате «круглых столов», а также   двусторонние переговоры. Российская делегация, в частности, провела 78 двусторонних встреч, в ходе которых  подписано  3 меморандума о взаимопонимании по линии советов безопасности – с Сербией, Филиппинами и Таиландом.

Достигнуты  договоренности о подписании подобных меморандумов еще с рядом стран. Соответствующая работа уже начата аппаратом Совета Безопасности России.

Парафировано межправительственное соглашение о сотрудничестве в сфере информационной безопасности между Россией и Южно-Африканской Республикой.

Состоялись  также многосторонние мероприятия   в форматах ШОС и БРИКС.

В ходе форума обсуждены  актуальные проблемы международной информационной безопасности и меры по её обеспечению.

Участники конференции отметили, что ни одна страна мира не может считать себя защищенной от угроз в этой сфере.

Заявлено о недопущении использования информационно-коммуникационных технологий для достижения военно-политических целей.

Сообщалось о необходимости выработки под эгидой ООН правил  ответственного поведения государств в информационном пространстве.

При этом Россия, как и большинство стран мира, твердо стоит за суверенитет в области международной информационной безопасности. За равный доступ всех государств к управлению Интернетом. За обеспечение  основополагающего принципа ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств.

 Все эти важнейшие постулаты мы готовы закрепить в международной договорно-правовой форме. Так, Россия рассматривает возможность внесения совместно со всеми заинтересованными странами на рассмотрение Генассамблеи ООН новой коллективной резолюции по международной информбезопасности. В ней могли бы быть сформулированы нормы и принципы поведения государств в информационном пространстве, а также конкретные положения по механизму переговоров в рамках ООН по этой тематике.

Второй, не менее важной темой встречи, стало международное сотрудничество в борьбе с транснациональной организованной преступностью.

Выступающие на конференции отметили, что ущерб от транснациональной преступности по-прежнему остается весьма ощутимым.

 На пленарном заседании приведены данные ООН, согласно которым доходы наркодилеров составляют более 100 миллиардов долларов США в год, прибыль современных работорговцев – 32 миллиарда долларов. Сумма ежегодно отмываемых денег, заработанных преступным путем, только по предварительным подсчетам превышает  полтора триллиона долларов.

Тревожной тенденцией является сращивание организованных преступных группировок с террористическими организациями.

Высокодоходным преступным бизнесом является организация незаконной миграции. Стоимость криминальных услуг по переправке мигрантов из государств Ближнего Востока и Северной Африки на территорию европейских стран колеблется от одной до десяти тысяч евро за человека.

Серьезная общественная угроза исходит от распространения контрафактной продукции, в первую очередь лекарственных средств и медицинских изделий.

К сожалению, транснациональная преступность продолжает активно эволюционировать. Практически ежедневно в мире создаются вредоносные компьютерные программы, разрабатываются мошеннические схемы, появляются новые психоактивные вещества.

Все это требует от международного сообщества быстрых ответных мер.

В ходе докладов и содокладов  отмечено, что эффективное противодействие международному криминалу требует участия в этой работе всех заинтересованных государств. Необходимым условием здесь является постоянное совершенствование механизмов сотрудничества правоохранительных органов.

Следует учитывать наработанные практики, активнее внедрять передовой опыт борьбы с преступностью. Пристальное внимание необходимо уделить укреплению международно-правового режима в области противодействия криминалу.

Сегодня участники форума получили возможность принять участие в тематических «круглых столах».

В частности, обсуждены задачи мирового сообщества в деле борьбы с международным терроризмом.

Отмечено, что несогласованность подходов и действий государств существенно снижает эффективность противодействия этой угрозе, дает возможность террористам находить лазейки в законодательстве и системе безопасности для осуществления и распространения своей деятельности.

При этом борьба с терроризмом на территории суверенных государств должна вестись строго на основе мандата Совета Безопасности ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Заявлено о необходимости наращивать взаимодействие между странами по предупреждению и пресечению деятельности  террористов-боевиков как в зонах вооруженных конфликтов, так и после их возвращения на родину.

В рамках реализации этой задачи возрастает востребованность созданного ФСБ России Международного банка данных по противодействию терроризму.

Еще одним важным аспектом является пресечение деятельности по распространению террористических и экстремистских идей в медиапространстве с использованием сети «Интернет».

Следует также решительно прекратить попытки ряда государств использовать террористические группировки  в качестве инструмента для дестабилизации общественно-политической обстановки в иных странах.

 В этой связи другой темой «круглого стола» стали вопросы противодействия «цветным революциям».

В ходе дискуссий подчеркнуто, что десятки стран подвержены воздействию извне в разжигании межконфессиональных и этнических конфликтов, межнациональной розни и сепаратистских настроений.

Участники встречи обсудили дополнительные меры по противодействию такой дестабилизационной работе.

Темой третьей дискуссии стала ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Отмечено, что  в последнее время военно-политическая ситуация в регионе продолжает осложняться, в том числе обстановка на  Корейском полуострове. Нарастает непримиримость вокруг территориальных споров,  усиливается угроза со стороны международного терроризма.   

Высказано общее мнение о необходимости создания в АТР надежных механизмов обеспечения равной и неделимой безопасности, а также исключительно мирного урегулирования споров и конфликтов в АТР.

Подводя итоги обсуждения, подчеркну, что по первым двум вопросам повестки дня заслушано 2 основных доклада и 54 сообщения.  В рамках пленарных заседаний в ряде выступлений поднимались и иные актуальные вопросы  международной безопасности. В ходе свободных дискуссий по темам «круглых столов»  смогли высказаться практически все участники встречи.

Признано целесообразным продолжить практику проведения  подобных международных встреч.

Спасибо.