Выступление Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева на IX Московской международной конференции по безопасности
24 июня 2021 годаУважаемые коллеги! Рад приветствовать вас на девятой Московской конференции по международной безопасности.
Символично, что наша встреча проходит в дни 80-летия нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Россия как страна, внесшая решающий вклад в освобождение человечества от фашизма, выступает решительно против попыток искажения исторической правды, предпринимаемых в ряде стран, включая бывшие республики СССР.
Хорошо известно, что те, кто забывают уроки истории, вынуждены вновь проходить их уже не на страницах учебников, а в реальной жизни. Это стоит помнить тем, кто сегодня пытается возродить нацистскую идеологию и героизировать гитлеровских пособников, превознося их как защитников Европы от так называемой угрозы с востока.
На протяжении столетий своей истории Россия реализовывала благородную цивилизационную миссию. Наряду с решающим вкладом в избавление Европы от нацизма наша страна сыграла большую роль в освобождении народов Азии и Африки от колониального господства. Всегда откликалась на просьбы своих друзей и партнеров. Десятки раз оказывала бескорыстное содействие суверенным странам в их стремлении сохранить независимость. В 1863 году Российская империя помогала США отстаивать территориальную целостность, направив к берегам Америки по их просьбе две эскадры. Как минимум трижды мы приходили на помощь французам в их борьбе за государственность. В Европе трудно найти страну, которая так или иначе не получила в свое время содействие от России в деле защиты суверенитета. Немало таких государств и во всех остальных регионах мира.
Поэтому не будет преувеличением сказать, что стремление к справедливому, демократичному миропорядку, в рамках которого будет услышан голос всех без исключения суверенных игроков, вне зависимости от их места на мировой арене, – является традиционной чертой политики России, которая не меняется уже много десятилетий и даже веков. Так было и в период существования Российской империи, и во времена СССР, и в настоящее время.
Мы не оставляем в беде никого, кто просит о помощи. Доказательством является значительный вклад, внесенный нашей страной в дело победы над терроризмом в Сирии. Откликаясь на просьбу ее законных властей, Россия направила в эту страну воинский контингент в наиболее трудный, решающий момент. Сражаясь плечом к плечу, наши и сирийские военные нанесли мощный удар террористам, которые уже строили планы по созданию глобального халифата на пространстве Евразии. Фактически в те тяжелые месяцы россияне вместе с братским сирийским народом сражались не только за будущее Сирии, но и за весь мир, против которого выступали террористы. Остается лишь сожалеть, что отдельные государства, претендующие на статус великих держав, не только не посчитали нужным выступить совместно с нами единым фронтом против этого зла, но и приложили немалые усилия для того, чтобы затруднить борьбу с ним.
Сегодня Россия оказывает активное содействие в послевоенном восстановлении Сирии, возвращении беженцев и их интеграции в мирную жизнь. Предоставляем гуманитарную помощь, помогаем заново отстраивать экономику, образование, здравоохранение. Наша страна лучше других выучила трудный урок – терроризм недостаточно победить на поле боя, нужно искоренить его предпосылки – нищету, социальную незащищенность, необразованность. Поэтому сегодня, помогая строить на сирийской земле больницы и школы, мы продолжаем борьбу, которую начали наши военные.
Предпосылки для активизации международного терроризма видим и на других направлениях. Деградация обстановки в Афганистане, которая прогрессирует по мере вывода воинских контингентов США и НАТО, будет способствовать наращиванию террористической активности ИГИЛ и Аль-Каиды в этой стране. Мощную ресурсную базу террористам при этом обеспечит производство наркотиков, объемы которого более чем в сорок раз увеличились за период пребывания в стране западного контингента.
Исходим из того, что США и НАТО будут придерживаться своих заявленных обещаний по оказанию афганскому правительству финансовой помощи, поддержке местных сил безопасности, обеспечению работы международного аэропорта Кабула и решению других первоочередных задач. При этом считаем недопустимым использовать афганскую проблематику в качестве ширмы для решения геополитических задач, в том числе усиления военного присутствия внерегиональных игроков в Центральной Азии.
Россия выступает за запуск прямого межафганского диалога при содействии международных партнеров. Активно участвуем
в данном процессе, в том числе через Московский формат консультаций по Афганистану. Кроме того, будем стремиться и дальше максимально задействовать потенциал механизмов профильного сотрудничества по линии ШОС, ОДКБ, СНГ и других многосторонних форматов.
Не меньшего внимания требует борьба с террористической угрозой в Ливии и в целом в Северной Африке, Сахаро-Сахельской зоне, восточной Африке и других субрегионах. Вместе с тем необходимо понимать, что терроризм зачастую появляется не сам по себе, а является итогом геополитических экспериментов отдельных игроков, которые охотно используют экстремистов всех мастей для подрыва государственности неугодных стран, а борьбу с терроризмом рассматривают как формальный предлог для усиления своего военного присутствия.
Уважаемые коллеги, в последние годы все большее распространение получают так называемые гибридные войны, которые нередко приносят не меньше страданий народам, чем традиционные горячие конфликты. Примеры – перед глазами. На Украине в 2014 году внешние силы для насильственной смены власти сделали ставку на неонацистов – и сегодня мы видим, как они фактически диктуют властям свою волю и даже предпринимают вылазки в соседние государства. Например, они были замечены и нейтрализованы властями в Белоруссии. В этой стране совсем недавно был сорван сценарий «цветной революции», причем некоторые западные государства в буквальном смысле перешли все красные линии в попытке подорвать позиции легитимной власти и продвинуть на правящие позиции собственных ставленников. Имею в виду в первую очередь готовившееся американскими гражданами покушение на Президента Белоруссии А.Лукашенко.
Массированные атаки с применением средств информационной войны, а также инструментов внешнего давления на политическом, идеологическом, дипломатическом и военном уровнях проводятся и против других стран, включая Венесуэлу, Никарагуа, ряд других африканских, азиатских и ближневосточных государств. Грубое вмешательство во внутриполитические дела с целью дестабилизации обстановки осуществляется в отношении государств – членов ШОС и БРИКС, а также их партнеров.
Ареной борьбы с геополитическими оппонентами все чаще становится киберпространство. Россия регулярно подвергается недружественным действиям в этой сфере. В 2020 году было зарегистрировано свыше 120 тысяч компьютерных атак на нашу критическую инфраструктуру. Большая часть из них осуществлялась с территории США, Германии и Нидерландов, и была направлена против объектов государственного управления, военно-промышленного комплекса, здравоохранения, транспорта, науки и образования нашей страны. При этом в адрес России на регулярной основе и безосновательно звучат обвинения в проведении кибератак против западных государств. И это несмотря на то, что именно Запад устами НАТО официально объявил киберпространство полноценной средой боевых действий.
Россия, напротив, последовательно продвигает тезис о необходимости выработки устраивающих все государства правил ответственного поведения в информационном пространстве, которые станут в том числе основой для выработки прозрачных механизмов расследования инцидентов. Считаем важным обеспечить неполитизированное взаимодействие между странами с целью создания глобальной системы международной информационной безопасности. Данная работа должна вестись открыто и инклюзивно. Наша страна активно сотрудничает по данной тематике в формате ООН, координируя нашу деятельность с профильными региональными структурами ШОС, БРИКС, АСЕАН, ОДКБ, СНГ. Убеждены, что будущее – именно за такими форматами взаимодействия. Их необходимость все более очевидна по мере того, как информационные технологии не просто проникают во все сферы нашей жизни, но и становятся важным фактором глобальной стратегической стабильности. В этой сфере наша страна также ведет активную работу.
Еще в январе прошлого года Россия предложила созвать саммит государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН, чтобы начать прямой разговор лидеров о принципах взаимодействия в международных делах, урегулирования существующих и предотвращения новых кризисов, путях решения других мировых проблем. И главное – определить параметры мирного сосуществования, не допускающие ядерной войны или войны с участием ядерных держав. Уже можно говорить о важных подвижках в этой сфере, среди которых – продление Договора о стратегических наступательных вооружениях, а также принятые по итогам женевского саммита совместное заявление президентов Российской Федерации и США и решение о возобновлении двусторонних переговоров по проблематике стратегической стабильности. Тем самым мы подаем мощный сигнал всему миру о готовности сообща работать над урегулированием наиболее острых проблем в этой без преувеличения жизненно важной сфере.
Вместе с тем эффективное решение проблем стратегической стабильности невозможно без налаживания действенных механизмов межгосударственного диалога и урегулирования конфликтов. Наши слова здесь убедительно подкрепляются реальными делами. В ноябре прошлого года во многом благодаря дипломатическим усилиям России и вводу в зону конфликта российского миротворческого контингента, удалось остановить кровопролитные бои в Нагорном Карабахе. Наша страна активно участвует в работе по другим сюжетам – таким, как иранская ядерная программа, ближневосточное урегулирование, ядерная проблема Корейского полуострова.
Выстраивая свои подходы к решению проблем международной безопасности, Россия исходит из необходимости объединения усилий всех государств. Убеждены в безальтернативности полицентрической системы международных отношений, которая базируется на таких принципах, как мирное сосуществование государств, невмешательство во внутренние дела, приоритет принципов политико-дипломатического, а не военного урегулирования, соблюдение норм международного права, поддержание главенствующей роли ООН в международной системе коллективной безопасности. Выступаем категорически против односторонних концепций вроде «порядка, основанного на правилах». Подобные доктрины направлены на создание новых разделительных линий и получение необоснованных конкурентных преимуществ отдельными странами. Они по определению не могут стать основой для построения гармоничного миропорядка, а будут лишь способствовать сколачиванию военных блоков, деятельность которых ведет к нагнетанию напряженности в глобальном масштабе.
Россия хорошо знает, какие пагубные последствия для международной и региональной безопасности несет в себе блоковая политика. Прошедший недавно саммит НАТО продемонстрировал беспрецедентный антироссийский заряд и подтвердил претензии альянса на роль мирового полицейского.
В этой связи взятый Россией курс на наращивание своей обороноспособности является для нас сегодня безальтернативным. На Западе многие говорят об агрессивной и экспансионистской России. Однако давайте взглянем на факты. В странах НАТО продолжается рост ассигнований на военные нужды. Несмотря на падение совокупного ВВП более чем на 6% в период пандемии в 2020 году, военные расходы альянса увеличились почти на 4%. При этом в абсолютных значениях по данному показателю страны НАТО без учета США опережают Россию почти в пять раз, а с американским оборонным бюджетом – почти в двадцать.
Мы фиксируем высокую интенсивность разведывательных и демонстрационных действий самолетов и кораблей НАТО вблизи российских границ. Наблюдаем существенное увеличение количества учений с отработкой сценариев явной антироссийской направленности, размещение дополнительных сил и средств на российском направлении. Такие действия приводят к созданию напряженности в тех регионах, где еще совсем недавно военно-политическая обстановка была благополучной. В частности, это касается акваторий Балтийского и Черного морей.
Не может не вызывать озабоченность и деятельность НАТО по милитаризации Арктики, в том числе размещение в этом регионе новых элементов военной инфраструктуры. Россия последовательно выступает за безусловное сохранение Арктики в качестве зоны мира и международного сотрудничества, а также за обеспечение режима конструктивного взаимодействия в двусторонних и многосторонних форматах со всеми государствами на основе международных договоров и соглашений. Именно в таком ключе будет выстраиваться наша линия в рамках председательства в Арктическом совете.
Уважаемые коллеги! Я затронул целый ряд вызовов и угроз международной безопасности. Однако не стоит забывать и о том, что мы живем в динамичном мире. Возникают такие риски, которые еще вчера казались достоянием научной фантастики. Неготовность отказаться от привычных шаблонов и начать мыслить смело и нестандартно может очень дорого обойтись человечеству.
Ярким примером стала пандемия КОВИД-19, которая привела не только к значительной нагрузке на мировое здравоохранение, но и оказала существенное негативное влияние не повседневную жизнь людей, экономическую и социальную ситуацию, военно-политическую обстановку в мире.
В вопросах противодействия коронавирусной инфекции Россия сохраняет открытость и готовность к международному сотрудничеству во благо всего человечества. Ряду стран была оказана помощь в виде предоставления медицинского оборудования и средств индивидуальной защиты.
Наша гуманитарная поддержка иностранных государств вне зависимости от их географического положения, размеров или политического влияния продолжится и в дальнейшем. Россия никогда не будет использовать вакцину в политических целях, как это, к сожалению, делают отдельные западные страны. Для нас есть один безусловный приоритет – здоровье и жизнь человека, вне зависимости от его цвета кожи, религиозных или политических взглядов. Все жизни имеют значение. All lives matter.
Проблематика биологической безопасности не ограничивается борьбой с Ковид-19. Есть и другие эпидемические угрозы. При этом отмечаются явные признаки того, что опасные патогены пытаются использовать в военно-политических целях. По сути, мы наблюдаем процесс возрождения биологического оружия. В данном контексте мировому сообществу необходимо обратить внимание на совпадение мест возникновения вспышек опасных заболеваний с расположением зарубежных биологических лабораторий отдельных стран. Их деятельность строго засекречена и ведет к утрате суверенитета в сфере биобезопасности теми государствами, на территории которых эти объекты находятся.
Безусловно, биологические риски не исчерпывают перечень новых угроз, которые в ближайшее время могут выйти на первый план для всего мирового сообщества. Нельзя забывать об изменении климата, которое уже в первой половине столетия может перекроить политическую карту мира, а при самых неблагоприятных сценариях – спровоцировать небывалый по масштабам глобальный кризис, который отбросит развитие человечества на десятилетия назад. Без учета этого фактора сегодня невозможно строить планы даже на среднесрочную перспективу.
Еще одной тенденцией, которую также нельзя игнорировать, является лавинообразное развитие технологий. Искусственный интеллект, новые материалы, синтетическая биология – все это уже стало частью современной жизни. Уже сегодня наблюдаются попытки использования этих инноваций в интересах межгосударственного противоборства. В наших силах поставить их под контроль всего мирового сообщества и сделать их инструментами созидания, а не орудиями разрушения.
Уважаемые коллеги! Я обозначил целый ряд вызовов и угроз международной безопасности. Без эффективного решения этих проблем человечество не сможет шагнуть в благополучное будущее. Однако эти решения не могут быть найдены в рамках одной отдельной взятой страны или межгосударственного объединения. Пандемия показала, что мир – един и взаимосвязан. Ни у кого не получится в тяжелый момент отгородиться от соседей и переждать беду. Именно поэтому Россия, опираясь на свой уникальный многовековой опыт, предлагает всем заинтересованным игрокам простую доктрину глобальной стабильности. Ее суть предельно прозрачна – диалог вместо обвинений; сотрудничество вместо конфронтации; добрая воля вместо эгоизма; открытость вместо двойных стандартов.
Убежден, что у наших стран – схожие озабоченности. Выработка совместных ответов на общие вызовы – в наших руках. Призываю вас к такой работе, направленной на укрепление безопасности на планете и устойчивое развитие нашей цивилизации.
Благодарю за внимание.