Совет Безопасности Российской Федерации

Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев провел заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике

18 ноября 2022 года

Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Д.А.Медведев провел заседание Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Арктике.

В мероприятии приняли участие: Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе Ю.П.Трутнев, Министр науки и высшего образования В.Н.Фальков, Министр природных ресурсов и экологии А.А.Козлов, Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А.О.Чекунков, Министр финансов А.Г.Силуанов, руководители служб и ведомств.

На заседании обсуждался ряд дополнительных мер по развитию атомного ледокольного флота.

По словам Дмитрия Медведева, группировка атомного ледокольного флота в настоящее время выполняет поставленные перед ней задачи. Работают 6 атомных ледоколов. «Два из них, несмотря на все сложности, были введены в строй за 2020 и 2021 годы. Скоро планируется принять новое современное судно этого класса», - отметил Заместитель Председателя Совета Безопасности.

Как заявил Зампред Совбеза, существуют проблемы, решать которые необходимо уже сейчас. Происходит старение атомного ледокольного флота. Половину группировки под управлением госкорпорации «Росатом» составляют суда, построенные по недостаточно современным технологиям. «К 2026-27 годам эти ледоколы свой ресурс выработают. Если в ближайшее время не заменить их новыми судами по современным проектам, к 2030 году есть риск столкнуться с дефицитом ледокольных мощностей. Нам известно, насколько сейчас вопрос использования Северного морского пути и вообще присутствие в Арктике политизированы. Как много там интересов сталкивается. Как часто нас пытаются, несмотря на то что Россия – главное арктическое государство, куда-то выдвинуть с центрального поля, принимать какие-то решения без нашего участия. Именно поэтому дефицит ледокольного флота недопустим. Для предотвращения такой ситуации в соответствии с указаниями Президента идет строительство атомных ледоколов в Санкт-Петербурге и Приморском крае», - подчеркнул Дмитрий Медведев.

По его словам, до конца текущего года планируется заключить государственный контракт на строительство еще двух судов данного класса. «Нужно реально оценивать будущую стоимость строительства, уровень компетенции поставщиков и производителей оборудования, с учетом введенных санкций западными государствами», - отметил Зампред Совбеза.

«Ряд системных проблем уже выявился в ходе строительства и сдачи в эксплуатацию упомянутых выше ледоколов. Есть проблемы, связанные со срывами сроков из-за несвоевременных поставок, дефицит квалифицированных кадров, необходимость дополнительного финансирования. Отставание от графика строительства атомных ледоколов отмечено и сейчас. Оно пока не преодолено», - заявил Дмитрий Медведев.

По его словам, изменилась и структура грузоперевозок по Северному морскому пути. Согласно прогнозам грузоотправителей, в 2024 году грузопоток в арктических широтах может увеличиться по сравнению с предварительными планами и будет расти. «Это связано с рядом причин, в том числе и с санкционными режимами, и с переориентацией российского экспорта энергоресурсов на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и с целым рядом других факторов. Соответственно больше станет и потребность в атомных ледоколах для проводки судов. Нужно активизировать строительство неатомных, дизель-электрических ледоколов, которые обеспечат прохождение судов вблизи крупных терминалов и высвободят атомные ледоколы для работы в восточном секторе Северного морского пути», - подытожил Заместитель Председателя Совета Безопасности.