Выступление Секретаря Совета Безопасности РФ Н.П.Патрушева на пресс-конференции Комитета секретарей советов безопасности государств-членов ОДКБ (3 сентября 2008 г., Ереван)
9 сентября 2008 годаВопрос журналиста информагентства «Новости Армении»: Николай Платонович, не могли бы Вы пояснить, обсуждался ли вопрос о Южной Осетии и Абхазии на заседании Комитета и если да, то что бы вы могли рассказать об этом?
Н.Патрушев: Спасибо за вопрос. Прежде всего, мне хотелось бы сказать, что этот вопрос обсуждался. Я также могу до Вас частично эту информацию довести.
Мы говорили, что у этого конфликта есть несколько составляющих, которые необходимо учитывать.
Экономическая составляющая. Северный Кавказ и Центральная Азия являются регионами с богатыми запасами углеводородов, нефти, газа, в связи с чем к ним есть различные устремления. Эти регионы объявляются зоной интересов той или иной страны, в частности США, которые стремятся получить доступ к этим богатствам. Кроме того, необходимо не только добывать нефть или газ, но и осуществлять их транспортировку.
Поэтому нужны соответствующие политические режимы в этих государствах. Мы видим, как это осуществляется в Грузии. Совсем недавно политический режим Грузии был назван «режимом Саакашвили». Мы разделяем эту позицию.
Саакашвили был приведен к власти недемократическим путем. И мы помним обещания, которые он давал во время выборов, что объединит Грузию, сделает ее единой. Никогда не отрицая принцип территориальной целостности, полагаем, что формы и методы, которыми это достигается, могут быть различными.
Война против народа, проживающего, в частности, в Южной Осетии, геноцид этого народа, конечно, недопустимы.
Когда в ночь с 7-го на 8-е на Цхинвали полетели ракеты и снаряды, то пострадало, в основном, мирное население. В итоге погибло более двух тысяч человек. Конечно, мы говорим о геноциде.
Когда целый ряд государств снабжает и вооружает Грузию и режим Саакашвили, увеличивая военный бюджет страны более чем в 30 раз, то становится понятно, что к нападению готовились заранее.
Соглашение о неприменении оружия, о котором шла речь, и те договоренности, которые планировались, были приостановлены, потому что Грузия просто прекратила общение по этому вопросу. Произошло это после того, как Кондолиза Райс посетила Грузию.
События вокруг Южной Осетии привлекают внимание во всем мире. Их обсуждают международные организации - Европейский Союз, Шанхайская организация сотрудничества. Сейчас вопрос рассмотрит ОДКБ. ШОС дал однозначную поддержку действиям России, совет секретарей совбезов также поддержал и, я надеюсь, что Главы государств также поддержат действия России.
Собственно говоря, и выбора другого нет. Ведь если бы дальше это продолжалось - погибло бы не две тысячи человек, а гораздо больше. И жертвы были бы гораздо серьезнее.
Ответные меры носили точечный характер и удары наносились только по тем целям, откуда велся огонь грузинской стороной. Причем реагировали точно и больших жертв мирного населения там не было.
О социально-экономическом положении. Пострадали две стороны: Южная Осетия в большей степени и Грузия - в меньшей. Посмотрите, кому оказывается помощь - Грузии, и убеждают, что так и надо делать.
Мы говорили о том, что необходимо помогать Южной Осетии, что и делают Россия и ряд других государств. Помогать надо в большем объеме, потому что Южная Осетия никакой агрессии не проявляла. Я думаю, что со временем объективная картина произошедших событий будет понятна для всех.
Мы также говорили об изменившемся политическом положении. Вы помните, когда НАТО и страны Варшавского договора противостояли друг другу, было минимум два полюса в мире - многополярный мир, двухполюсный мир. После распада СССР прекратил существование Варшавский договор и остался один полюс. Практически США диктовали условия и развитие событий шло по их сценарию.
В настоящее время Европа уже не идет в кильватере тех указаний, которые поступают из США.
Нет единства в Европе, но у них есть собственное мнение. Они его формулируют и мы его слышим.
Кроме того, Российская Федерация после этих событий сама заявила себя как центр. Не только Россия, но и те международные организации, в которые она входит. Прежде всего, это Шанхайская организация сотрудничества. В вопросе урегулирования ситуации на Северном Кавказе роль ОДКБ также будет возрастать. Я думаю, что увеличится влияние Китая, Индии и международных организаций с их участием.
Произошли важные политические изменения. Со временем мы сможем четко сказать, чем они завершатся. Но всем понятно, что они происходят и расстановка сил изменилась.
Вместе с тем, несмотря на трагические события, деятельность по наращиванию военной силы режимом Саакашвили не прекращается. Мы обеспокоены тем, что гуманитарные грузы доставляются на военных кораблях, оснащенных современным вооружением. Мы знаем также о том, что Д.Чейни планирует посетить Грузию, Азербайджан, Украину, и будет стараться вселить в них уверенность и убедить действовать по указаниям США.
Важно отметить, что оценка событий давалась объективно, с разных сторон. Идет обмен мнениями, но ни у кого нет сомнений в том, что первыми начали войну грузины, сделав это сознательно и понимая, что пострадает мирное население.
В связи с этим проводились мероприятия, когда пострадавшие жители описывали события, с которыми столкнулись, наблюдали, и их показания будет переданы в международные суды.
Мы выступаем против оказания военной помощи режиму Саакашвили, чтобы исключить возможность геноцида того или иного народа.
Вот об этом мы говорили на нашем совещании.
Вопрос из зала о признании независимости Южной Осетии и Абхазии государствами-членами ОДКБ.
Н.Патрушев: Россия заинтересована в признании независимости Южной Осетии и Абхазии другими странами, однако не будет ни на кого оказывать давление, поскольку этот вопрос является компетенцией самих государств.