Совет Безопасности Российской Федерации

Пресс – релиз по Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу

27 марта 2009 года

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу рассмотрены на заседании Совета Безопасности Российской Федерации «О защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике». Документ утвержден Президентом Российской Федерации.

Основы - публичный документ, определяющий национальные интересы Российской Федерации в  Арктике, долгосрочные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

В современных условиях Арктика приобретает все большую роль в глобальной политике и экономике. Арктический регион становится важнейшей ареной взаимоотношений Российской Федерации с зарубежными партнерами в области международной и военной безопасности.

В этой связи национальные интересы Российской Федерации в  Арктике заключаются в использование Арктической зоны Российской Федерации в  качестве стратегической ресурсной базы, во многом обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны в XXI веке и способной в значительной степени обеспечить потребности России в углеводородных ресурсах, водных биологических ресурсах и других видах стратегического сырья.

Не менее важными стратегическими национальными интересами является сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, а также сбережение уникальных экологических систем Арктики, имеющих общемировое значение.

Важнейшими стратегическими приоритетами государственной политики Российской Федерации в Арктике, определенными Основами, является осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации. Необходимо вести работу по укреплению на двусторонней основе и в рамках региональных организаций добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизировать экономическое, научно-техническое, культурное взаимодействия, а  также приграничное сотрудничество.

Реализация этих приоритетов даст возможность более эффективно использовать потенциал Арктики, формировать взвешенную политику в этом регионе и развивать взаимовыгодное двустороннее и многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами на основе норм международного права.

Практическая значимость Основ заключается в том, что они являются базой для формирования системы мер стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в Арктике.

При этом задачи и меры по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике в области социально-экономического развития имеют ключевое значение. Их решение позволит более эффективно обеспечить защиту национальных интересов России на континентальном шельфе, добиться снижения диспропорций в уровне развития арктических территорий по сравнению с другими регионами Российской Федерации, создать условия для сбережения уникального самобытного уклада жизни коренных народов Севера, а также обеспечить использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.

В сфере военной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, пролегающей в  Арктической зоне Российской Федерации, Основы предусматривают реализацию комплекса мер, направленных по защиту национальных интересов Российской Федерации в Арктике и способных обеспечить военную безопасность в  различных условиях военно-политической обстановки.

При этом не стоит вопрос милитаризации Арктики. Акцент делается на создание активно функционирующей системы береговой охраны, опережающее развитие пограничной инфраструктуры Арктической зоны Российской Федерации, сил и средств пограничных органов, а также на поддержание необходимой группировки войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации. Одна из главных целей этой работы - повышение эффективности взаимодействия с пограничными ведомствами (береговыми охранами) сопредельных государств по вопросам борьбы с  терроризмом на море, пресечения контрабандной деятельности, незаконной миграции, охраны водных биологических ресурсов.

Важной задачей является создание надежной системы оказания навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг, обеспечивающих эффективный контроль хозяйственной, военной, экологической деятельности в Арктике, а также прогнозирование и предупреждение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба в случае их возникновения.

В сфере экологии Основы формулируют задачи по ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.

Основы предусматривают механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

Ключевые из них - совершенствование законодательства Российской Федерации в сферах социально-экономического развития, охраны окружающей среды, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, осуществления научных исследований и международного сотрудничества в Арктике, а также разработка и реализация целевых программ и стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, программ социально-экономического развития.

В целом реализация Основ даст возможность обеспечить устойчивое развитие Арктической зоны России как особого объекта государственного регулирования и создать дополнительный источник роста конкурентоспособности страны в целях повышения качества и уровня жизни населения.