Совет Безопасности Российской Федерации

Оперативное совещание постоянных членов Совета Безопасности Российской Федерации

28 декабря 2010 года

Президент Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности Российской Федерации Д.А.Медведев сообщил, что подписал законы о безопасности и Следственном комитете.

В совещании приняли участие Председатель Правительства Владимир Путин, Председатель Совета Федерации Сергей Миронов, Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, Руководитель Администрации Президента Сергей Нарышкин, Секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев, Министр иностранных дел Сергей Лавров, Министр обороны Анатолий Сердюков, Министр внутренних дел Рашид Нургалиев, директор Федеральной службы безопасности Александр Бортников, директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков, руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов.

* * *

Д.МЕДВЕДЕВ: Перед началом работы, уважаемые коллеги, хотел проинформировать вас о том, что мною подписаны два закона, имеющие непосредственное отношение к нашей с вами трудовой деятельности, а именно новый закон о безопасности. Это документ, который приходит на смену ранее действующему закону, и которым определяется и перечень угроз, существующих для нашей страны и, естественно, наши средства реагирования на эти угрозы.

Это системный закон для работы нашего Совета Безопасности, силовых структур, правоохранительных структур. Естественно, исхожу из того, что все присутствующие будут руководствоваться им в своей деятельности.

И второй закон более частный, но от этого не менее важный. Это закон, который определяет порядок расследования совершённых преступлений, совершения следственных действий, и структуру, которая этим занимается, в связи с тем решением, которое мною было принято, - о выделении Следственного комитета из состава Генеральной прокуратуры. Соответствующий законопроект после согласования прошёл через наш парламент, через Федеральное Собрание и также мною подписан. Это закон о Следственном комитете.

Следственный комитет в качестве самостоятельной федеральной структуры начинает работать, иметь свою подследственность, которая определяется законом о Следственном комитете и Уголовно-процессуальным кодексом. Это новый орган. Надеюсь, что он будет работать эффективно, результативно, и сможет по целому ряду преступлений, расследовании этих преступлений, добиться лучших результатов, чем это было до того. У него есть все полномочия для этого, при этом у него есть и своя подследственность, которая, конечно, может со временем меняться.

РЕПЛИКА: Мы уходим из советской системы прокуратуры...

Д.МЕДВЕДЕВ: И создаём такую систему, которая достаточно долго обсуждалась, и по которой высказывались разные точки зрения. Тем не менее такое решение принято. И надеюсь, ещё раз повторяю, что Следственный комитет будет и эффективным, и в то же время будет стоять на страже законных интересов, прав и свобод наших граждан.
<...>

Федеральный закон «О безопасности» принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года.

Справка Государственно-правового управления

За годы действия Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 года №2446-1 «О безопасности» существенно изменился характер реальных внешних и внутренних опасностей и угроз, участились природные и техногенные катастрофы, возникли принципиально новые проблемы в области взаимоотношений с иностранными государствами и альянсами. Серьёзные изменения претерпела стратегия международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Новые угрозы и вызовы изменили содержание и направленность деятельности Российского государства по обеспечению безопасности. Соответственно потребовались корректировка действующего Закона «О безопасности», расширение и уточнение целей и задач, стоящих перед Россией в этой области, а также полномочий органов государственной власти по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В Федеральном законе определяются основные принципы обеспечения безопасности и устанавливаются полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности.

В Федеральном законе в соответствии со статьёй 83 Конституции Российской Федерации определяется статус Совета Безопасности Российской Федерации, его задачи, функции, состав и порядок организации деятельности.

К основным задачам Совета Безопасности Российской Федерации согласно Федеральному закону относятся: обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности; формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией; прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации, а также ряд других.

В соответствии с Федеральным законом Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.