Совет Безопасности Российской Федерации

Выездное совещание Секретаря Совета Безопасности РФ Н.П.Патрушева «О состоянии и перспективах развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне РФ с позиций обеспечения национальной безопасности»

6 августа 2011 года

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев в г.Нарьян-Мар провел межведомственное выездное совещание по вопросу: «О состоянии и перспективах развития транспортной инфраструктуры в Арктической зоне РФ с позиций обеспечения национальной безопасности».

В работе приняли участие полномочный представители Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе И.И.Клебанов, заместители полномочных представителей Президента Российской Федерации в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, руководители субъектов Федерации, расположенных в пределах Арктической зоны Российской Федерации, руководители федеральных органов исполнительной власти, крупнейших компаний, осуществляющих свою деятельность в Арктике, сотрудники аппаратов полномочных представителей в федеральных округах и Совета Безопасности.

Вопросы развития российской Арктики всегда находились под самым пристальным вниманием руководства страны, особенно в последние три года. В 2008 году на заседании Совета Безопасности РФ утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и дальнейшую перспективу. В настоящее время Правительством Российской Федерации осуществляется план мероприятий по реализации Основ. Завершается разработка стратегии развития Арктической зоны России.

В этих документах задачи развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны России с позиции обеспечения национальной безопасности занимают приоритетное место.

В реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике ключевую роль играет Северный морской путь (СМП). По оценкам экспертов, общий объем грузопотока по этой транспортной артерии в 2012 году может превысить 5 млн. тонн, прогнозируя перспективное увеличение грузооборота более чем в 10 раз.

Возможности увеличения объемов перевозки сырья, включая нефть и газ, а также диверсификации направлений поставок углеводородов на мировой рынок, во многом определяют эффективность хозяйствования в Арктике и могут быть реализованы только за счет потенциала СМП.

Вместе с тем состояние транспортной инфраструктуры в Арктике пока не отвечает необходимым требованиям по защите национальных интересов.

Совещание отметило необходимость внесения изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории СМП, формирования нормативно-правовых актов, предусматривающих защиту национальных интересов Российской Федерации и меры государственной поддержки отечественных организаций, осуществляющих деятельность в морской (речной) сфере.

Предусмотрен ряд мер по повышению эффективности реагирования на кризисные ситуации существующей и создаваемой группировки сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по ликвидации на территории Арктической зоны Российской Федерации накопленного в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности экологического ущерба, в том числе, в рамках реализации ФЦП «Мировой океан».

Рассмотрены вопросы необходимости увязки работ по совершенствованию транспортной инфраструктуры с обеспечением военной и пограничной безопасности, создания в Арктической зоне Российской Федерации дополнительных координационно-спасательных подразделений, включения судов атомного ледокольного флота в состав сил постоянной аварийно-спасательной готовности и совершенствования гидрографической и навигационной инфраструктуры.

Уделено внимание выработке дополнительных мер государственной поддержки развития аэродромов и посадочных площадок местного значения, а также авиакомпаний, работающих в труднодоступных районах Арктической зоны Российской Федерации и выполняющих социально значимые перевозки.

В целом комплекс проблем освоения региона требует стратегического планирования по развитию арктических территорий в рамках реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

В ходе обсуждения особое внимание уделено координации и межведомственной проработке вопросов, связанных с нормативно-правовым обеспечением инфраструктурного развития в Арктике, мерам по повышению транспортной доступности отдаленных районов Арктической зоны России, совершенствованию налоговой и инвестиционной политики с учетом особенностей арктических условий жизнедеятельности. На уровне субъектов Федерации предложено развернуть работу для подготовки предложений по формированию рациональной системы транспортно-логистических комплексов, обеспечивающих устойчивое функционирование добывающих предприятий Арктической зоны.

Состоявшееся выездное совещание было ориентировано на более полное использование имеющихся резервных возможностей как федерального центра, так и регионов России, расположенных в Арктической зоне, по активизации государственной политики Российской Федерации в Арктике. Реализация выработанных предложений позволит обеспечить достижение таких стратегических национальных приоритетов как экономический рост и повышение качества жизни российских граждан, снизить дифференциацию в социально-экономическом развитии территорий Сибири и Дальнего Востока, а также повысить мобильность трудовых ресурсов за счет обеспечения доступа к безопасным и качественным транспортным услугам.