Совет Безопасности Российской Федерации

Стенограмма ответов Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С.Иванова на вопросы представителей СМИ государств-членов ОДКБ (Москва, 26 октября 2005 года)

27 октября 2005 года

Вопрос: Говорят, что между Россией и Арменией строятся отношения "стратегического сотрудничества, направленного в XXI век". Как Вы оцениваете такое определение?

И.С.Иванов: Мы уже находимся в XXI веке. Так что наше сотрудничество должно отвечать и отвечает реалиям XXI века. Эти реалии характеризуют ситуацию в мире, поэтому мы должны учитывать их, вырабатывая нашу внешнеполитическую стратегию в целом и подходы к двусторонним отношениям.
Сегодня мы переживаем процесс формирования нового мирового порядка, отвечающего реалиям XXI века. Этот процесс идет сложно. Предлагаются разные модели мироустройства: от многополярного до монополярного. Думаю, что переходный период от "холодной войны" к будущему мироустройству займет определенное время. Тем не менее, для всех является очевидным, что проблемы, с которыми сталкивается международное сообщество, требуют совместных усилий. Поэтому ОДКБ - это не что-то искусственно созданное по чьему-то желанию. Это потребность, продиктованная самой жизнью. Не случайно сегодня практически все международные и региональные организации включили проблемы безопасности в число приоритетных. Это касается и ЕС, имеющего значительный опыт в областях экономической и политической интеграции, и такой молодой организации, как ШОС. Почему это происходит? Да потому, что в современном мире без эффективного решения проблем безопасности говорить о реализации политических или экономических проектов довольно сложно.
Объективности ради надо признать, что на первом этапе становления ОДКБ некоторые страны подходили к Организации формально, а отдельные по той или иной причине даже вышли из нее. Сегодня картина кардинально меняется. В странах - членах ОДКБ имеется понимание, что Организация всем нам вместе и каждому государству в отдельности просто необходима, если мы хотим уверенно строить свое будущее.
Проблемы безопасности носят не только региональный, но и глобальный характер. Поэтому ведется большая работа по налаживанию взаимодействия ОДКБ с другими международными структурами. Возьмем, к примеру, отношения с НАТО. Как известно, НАТО несет сегодня определенную долю ответственности за ситуацию в Афганистане. Проблема наркотиков, исходящая из этой страны, затрагивает Центральную Азию, Россию, Европу. Проблемы экстремизма, организованной преступности - это проблемы не только пространства ОДКБ, но и прилегающих регионов. Поэтому мы активно выступаем за то, чтобы Организация Договора коллективной безопасности развивала партнерские отношения с НАТО, чтобы совместно готовить оценки угроз, разрабатывать методы и формы взаимодействия по борьбе с этими угрозами.
Вот в таком контексте развиваются отношения между Россией и Арменией. Разумеется, они имеют больше составляющих, чем только проблемы безопасности, но сегодня именно проблемы безопасности в значительной мере диктуют взаимодействие государств в других областях. Понятие "стратегическое сотрудничество" емко отражает состояние отношений между нашими странами.
Никаких разногласий двустороннего характера или на международной арене, которые препятствовали бы стратегическому сотрудничеству, у нас нет и, уверен, не будет.


Вопрос: Как Вы оцениваете российско-белорусского сотрудничество? Что нам ждать на этом направлении от России?

И.С.Иванов: Думаю, что неверна сама постановка вопроса: "Что нам ждать от России?". У нас идет встречное движение, и Россия делает ровно столько, сколько делает Белоруссия. Здесь нет давления "большого" брата на "младшего". Стороны не пытаются навязывать что-то друг другу. Полагаю, что создание Союзного государства в полной мере отвечает интересам и России, и Белоруссии. Не следует подходить к этим вопросам с позиции - "а кто от этого больше выиграет". Выигрывают обе стороны. Процессы интеграции требуют объединения усилий. Вне интеграционных структур ни одно даже самое сильное и самодостаточное государство сегодня не развивается. Для динамичного экономического роста, а следовательно, решения вопросов социального развития интеграция просто необходима. Поэтому, чем глубже наша интеграция, тем лучше для наших народов, тем увереннее мы будем идти вперед.
Это касается и вопросов безопасности. Должен сказать, что в рамках ОДКБ в вопросах военного и военно-технического сотрудничества отношения России и Белоруссии наиболее продвинуты. Не потому, что на западном направлении мы ощущаем наибольшую угрозу, а потому, что должны развивать современные формы сотрудничества и адаптироваться к существующим и потенциальным угрозам. Здесь у нас хорошая синхронизация действий, в частности в вопросах взаимодействия между силовыми структурами в связи с потоками наркотиков или возможными другими правонарушениями. Такое сотрудничество развивается между министерствами обороны, внутренних дел, таможенными и антинаркотическими структурами. Горизонтальная интеграция на уровне министерств и ведомств идет очень активно. Все это - вехи на пути к созданию Союзного государства.


Вопрос: Мы видим определенные успехи российско-белорусского сотрудничества. Тем не менее отдельные российские представители предлагают выстраивать экономические отношения с Белоруссией на тех же условиях, что и с Молдавией, Украиной, Польшей. Имеются некоторые проблемы с доступом белорусских товаров на российский рынок. Как Вы можете это прокомментировать?

И.С.Иванов: В условиях рыночной экономики и усиления конкурентной борьбы конфликты между производителями могут возникать. Ничего странного или драматичного здесь нет. Вместе с тем по мере укрепления правовой основы российско-белорусских отношений и построения Союзного государства будут совершенствоваться и механизмы урегулирования подобных проблем.
Что касается заявлений отдельных представителей, - а это относится и к России, и к Белоруссии, - то, как Вы знаете, официальную позицию по вопросам внешней политики в нашей стране излагают Президент России, Премьер-министр, Министр иностранных дел или уполномоченные ими лица. То, что говорят отдельные политики или представители бизнеса, не обязательно означает, что это является официальной позицией государства. Между Россией и Белоруссией существует много механизмов взаимодействия, и возникающие спорные вопросы можно урегулировать через эти механизмы.
Россия и Белоруссия не только строят Союзное государство, но и вместе являются членами ЕврАзЭС. В этой организации есть свои преференции. Молдавия, Украина и Польша - государства, которые Вы упомянули, не являются членами ЕврАзЭС, а следовательно, на них не распространяются эти преференции. Так что проводить здесь какие-то параллели даже с учетом этого конкретного обстоятельства вряд ли оправданно.


Вопрос: Существует некоторый разброс мнений относительно эффективности ОДКБ. В частности, генерал Л.Г.Ивашов сказал, что ОДКБ - недоработанный проект, что Организация должна стать военно-политическим союзом, а не заниматься борьбой с терроризмом и наркотрафиком. Что, на Ваш взгляд, надо сделать, чтобы ОДКБ стала более совершенной структурой?

И.С.Иванов: Генерал Л.Г.Ивашов был одним из тех, кто непосредственно участвовал в становлении ОДКБ. Поэтому, если, по его мнению, Организация несовершенна, то это вопрос и к нему. Почему он не предпринял соответствующих шагов, когда за это отвечал?
Если же говорить по существу, то ОДКБ, естественно, не может самоустраняться от участия в борьбе с терроризмом, наркотрафиком и другими угрозами.
Посмотрите на трансформацию НАТО из военной в военно-политическую организацию с выраженным усилением структур по противодействию современным угрозам. То же самое происходит и с другими организациями.
Любая международная организация, если она стремится быть эффективной, должна совершенствоваться с учетом новых задач и новых реалий.
Это в полной мере относится и к ОДКБ. Могу согласиться, что механизм ОДКБ не является совершенным, но именно в том, что касается отражения современных угроз. В то же время убежден, что сегодня ОДКБ более эффективна, чем несколько лет назад. Мы значительно расширили взаимодействие в области военного и военно-технического сотрудничества. Россия приняла для этого целый ряд законодательных актов. В частности, принято решение поставлять военную технику в страны ОДКБ по внутренним ценам. Мы серьезно расширили бесплатное или льготное обучение и подготовку военных кадров в наших учебных заведениях, создаем структуры оперативного реагирования, отрабатываем механизмы взаимодействия, проводим совместные учения и т.д. Словом, развиваемся. И имеется понимание наращивать такое взаимодействие.


Вопрос: Как Вы оцениваете сотрудничество с Киргизией в рамках ОДКБ? Возможно ли расширение состава ОДКБ?

И.С.Иванов: ОДКБ - открытая организация, поэтому мы будем только приветствовать участие в ней любого государства, которое пожелает присоединиться к коллективным усилиям по решению задач, стоящих перед организацией. На днях министр иностранных дел России по итогам визита в Ташкент сообщил, что руководство Узбекистана серьезно рассматривает вопрос о возможном присоединении к ОДКБ. Это - хорошая новость.
В современных условиях даже самые развитые и сильные в военном отношении государства не застрахованы от угроз. Теракты в Нью-Йорке, Мадриде и Лондоне это показали. Поэтому надо вырабатывать совместные шаги, помогать друг другу. ОДКБ будет приветствовать решения тех государств, которые сочтут целесообразным присоединиться к нашим коллективным усилиям в области безопасности.
Что касается российско-киргизских отношений, то Киргизия изначально участвует в ОДКБ. Очень важно, что, несмотря на сложную политическую ситуацию в стране, никто из киргизских политических деятелей, независимо от политической ориентации, не отрицает важность участия Киргизии в ОДКБ. Для нас это важный сигнал. Рассчитываем, что и дальше будем сотрудничать в том же духе.


Вопрос: Будут ли предприняты совместные действия в случае нападения на одного из государств-участников ОДКБ?

И.С.Иванов: Согласно положениям международного права агрессия имеет свое определение. Соответствующие статьи Устава ООН предполагают право на индивидуальную и коллективную защиту от агрессии. Сегодня мы не видим опасности агрессии в отношении государств ОДКБ со стороны какого-либо другого государства или группы государств.
С чем мы реально сталкиваемся, так это с агрессией различных террористических и экстремистских структур, в противодействии которым активно участвует и ОДКБ.


Вопрос: Летом 2006 года в Белоруссии состоятся президентские выборы. В этой связи со стороны некоторых государств Запада звучат обвинения в адрес белорусского руководства и призывы к России повлиять на ситуацию.

И.С.Иванов: Считаю контрпродуктивными различного рода антибелорусские кампании на Западе. Мы, конечно, их не поддерживаем и поддерживать не будем. Это не означает, что критика не может звучать. Когда это конструктивная критика, направленная на содействие демократическим процессам, мы к ней прислушиваемся. Думаю, что таким же образом действуют и наши белорусские друзья. Что же касается критики ради критики, а тем более для вмешательства во внутренние дела, то подобные действия лишь осложняют наши совместные усилия в борьбе с реальными угрозами.
Что касается предстоящих выборов в Белоруссии, то белорусский народ сам сделает выбор, отвечающий интересам развития и процветания своей страны. Такой выбор мы будем уважать и поддерживать.