Совет Безопасности Российской Федерации

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Михаил Попов по просьбе журналистов прокомментировал новую редакцию Морской доктрины Российской Федерации, утвержденную накануне главой государства

12 августа 2015 года

Корреспондентов информационных агентств интересовали причины  разработки  новой редакции Морской доктрины и ее отличие от предыдущего документа.

М.ПОПОВ: Решение о разработке проекта  новой редакции Морской доктрины принято еще в 2010 году на заседании Совета Безопасности Российской Федерации.  Причин этому несколько. В частности, с момента принятия доктрины в 2001 году изменилась и международная обстановка,  и социально-экономическая ситуация в стране, появились новые вызовы и угрозы безопасности, новые направления научно-исследовательской деятельности, современные технологии. За эти годы российская экономика стала более вовлеченной в мировую экономику. При этом, обострилась борьба за владение ресурсами Мирового океана, за  их освоение, выросла  международная конкуренция в  сфере транспортировки грузов морским путем.

Кроме того, в последние годы были приняты новые стратегические документы -  Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина, Основы государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года. При составлении проекта Морской доктрины внесен ряд принципиально новых положений,  ставших актуальными в связи с принятием этих и других доктринальных документов, определяющих военную и морскую деятельность страны.

Так, появились положения о морском транспорте, о внутреннем водном транспорте. Есть  новый пункт -«Функционирование морских трубопроводов», поскольку для нашей страны морские трубопроводы имеют стратегическое значение как в обеспечении внутреннего потребления добытых на шельфе углеводородов, так и во внешнеэкономической деятельности. Особенно значительна роль морских магистральных газопроводов в доставке энергетического сырья на экспорт.

Еще одно новое положение звучит как «Антарктическое региональное направление». Ранее задачи, связанные с изучением Антарктики, были отнесены к Индоокеанскому региональной направлению национальной политики. Главными региональными направлениями национальной морской политики выделены Атлантическое, Арктическое, Тихоокеанское, Каспийское, Индоокеанское и Антарктическое.

Впервые отдельным пунктом реализации национальной морской политики выделены судостроение и кораблестроение.   Бесспорно, что без развития судостроения и смежных отраслей промышленности проводить самостоятельную морскую политику затруднительно.

Особый акцент сделан на обеспечение экологической безопасности при освоении Мирового Океана, а также на решение социальных проблем людей, занятых в морских отраслях.

Обозначены основные направления  развития водного транспорта, освоения и сохранения морских биоресурсов, проведения морских научных исследований, осуществления военно-морской деятельности.  Раскрыты пути решения таких задач, как подготовка кадров. Подробно авторы новой редакции доктрины остановились на вопросах  безопасности морской деятельности, охватив современные методы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения с использованием системы ГЛОНАСС и Глобальной морской системы связи.

В то же время цель национальной морской политики осталась  неизменной - это реализация и защита национальных интересов нашей  страны в Мировом океане и укрепление позиций Российской Федерации среди ведущих морских держав.

Над  проектом документа  трудились представители федеральных министерств и ведомств, научных организаций, институтов РАН,  аппарата Совета Безопасности РФ.  Всего около 80 высококлассных специалистов в области технических, военных, политических, экономических, исторических и юридических исследований, в том числе 19 докторов и 20 кандидатов наук. Проект рассмотрен членами  Морской коллегии.

В целом необходимо отметить, что новая редакция Морской доктрины соответствует основополагающим документам в области национальной безопасности  Российской Федерации и является ключевым документом национальной морской политики.