Совет Безопасности Российской Федерации

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Юрий Коков прокомментировал средствам массовой информации новую Стратегию национальной безопасности России

7 июля 2021 года

Юрий Александрович, какие условия и обстоятельства в сфере противодействия терроризму оказали влияние на содержание новой Стратегии национальной безопасности?

- Последнее десятилетие характеризовалось динамичным развитием внутренней и внешней обстановки. Происходящие изменения отражались и на характере угроз безопасности, в том числе в сфере противодействия терроризму и экстремизму.

В результате реализации основных положений предыдущей редакции Стратегии национальной безопасности, утвержденной 31 декабря 2015 г., удалось достигнуть значительных успехов на этом направлении.

Во многом благодаря последовательным усилиям Российской Федерации нанесен существенный урон международному терроризму, и в первую очередь террористической организации «Исламское государство», вооруженные формирования которой разгромлены, а оставшиеся силы дезорганизованы и вынуждены были рассеяться или уйти в подполье. Сорваны планы террористов по созданию халифата в Сирии и Ираке, по расширению масштабов и географии своей деятельности.

Заметно снизился уровень террористической активности внутри нашей страны, возросла результативность работы специальных служб и правоохранительных органов по предупреждению террористических угроз, выявлению и пресечению деятельности идеологов и приверженцев терроризма. Достаточно сказать, что за последние пять лет на территории России
не допущено ни одного крупного теракта, а количество совершенных преступлений террористической направленности сократилось в десятки раз,
с 36 в 2015 году до 3 в 2020 году. При этом 98% преступлений названной категории предотвращается на этапе приготовления.

Вместе с тем вероятность возникновения новых очагов террористической активности в мире, в том числе создающих непосредственную угрозу безопасности и интересам Российской Федерации, остается высокой.
В качестве опасных глобальных тенденций, оказывающих влияние на обстановку и эффективность деятельности в сфере противодействия терроризму, выделены развивающийся мировой экономический кризис, углубление межгосударственных противоречий, усиление социального неравенства и снижение уровня жизни, размывание духовно-нравственных ценностей и ориентиров, радикализация межрасовых, межконфессиональных и межнациональных отношений, сохранение достаточно высокого потенциала и активности международных террористических организаций.

Очевидно, что негативное развитие этих тенденций неизбежно приведет к росту протестных настроений и радикализации общества, в том числе активизации экстремистских и террористических проявлений. В свою очередь, складывающаяся на сегодняшний день геополитическая напряженность на фоне значительного ослабления международных институтов, правовых основ и использование западными странами двойных стандартов в оценке террористических организаций существенно снижают эффективность противодействия современным вызовам и угрозам.

Дополнительное влияние на все сферы жизнедеятельности, в том числе и в области противодействия терроризму, оказала пандемия нового коронавируса. Введенные в связи с этим масштабные ограничительные меры вынудили террористов перенести значительную часть своей деятельности
в Интернет пространство, которое они активно используют для пропаганды радикальной идеологии, вербовки новых членов, сбора финансовых средств и управления своими законспирированными ячейками.

С учетом этих тенденций, при подготовке новой редакции Стратегии национальной безопасности проведен тщательный анализ сложившейся ситуации, определены приоритеты и задачи на ближайшие годы.

Какое отражение в новой Стратегии национальной безопасности получили названные Вами угрозы, и какие предусмотрены меры по их нейтрализации?

-В непростых современных условиях основной упор в новой Стратегии национальной безопасности по противодействию терроризму сделан на защите населения и государства в целом от террористических и экстремистских угроз.

Практическая реализация ее положений позволит поднять на более высокий качественный уровень антитеррористическую деятельность в Российской Федерации, повысить эффективность принимаемых мер, придать дополнительный импульс развитию и внедрению новых подходов и технологий в данной области.

Планируется продолжить работу по противодействию распространению радикальной идеологии, предупреждению и нейтрализации социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, профилактике экстремистских и иных преступных проявлений в молодежной среде.
При этом важно стремиться создать атмосферу неприятия радикальной идеологии, и прежде всего терроризма, в каждой отдельно взятой семье,
в образовательных учреждениях и общественных институтах, с активным участием муниципалитетов, региональных органов власти и государства в целом.

Отдельное внимание в Стратегии уделено пресечению терроризма в киберпространстве, недопущению использования в террористических целях радиоактивных и химических веществ, а также биологических агентов.

С каждым годом все большую актуальность приобретает проблема несанкционированного вмешательства террористов в работу автоматизированных систем управления потенциально опасных и критически важных объектов, в том числе транспортных и топливно-энергетических систем, с целью нарушения порядка их функционирования и создания аварийных ситуаций. Для противодействия этим негативным тенденциям необходимо повышать уровень антитеррористической защищенности таких объектов.

Не менее важной задачей является обеспечение надежной охраны и защиты мест массового пребывания людей, в первую очередь образовательных учреждений, которые нередко становятся целями для экстремистов различных мастей.

Не случайно, учитывая глобальный характер террористической угрозы, Президент Российской Федерации В.В.Путин в ходе встреч с зарубежными партнерами и с трибун различных международных форумов постоянно обращает внимание на необходимость объединения усилий всего мирового сообщества, призывает к созданию широкой международной коалиции в борьбе с терроризмом. Однако реализации этой инициативы по-прежнему мешают геополитические амбиции отдельных государств.

В свою очередь террористы умело используют эти противоречия, разобщенность и объективные сложности в наших подходах.

В связи с этим, в качестве одного из приоритетов в Стратегии национальной безопасности названо последовательное продолжение и наращивание международного сотрудничества в антитеррористической сфере.

Не должно вводить в заблуждение и некоторое снижение на фоне пандемии коронавируса COVID-19 практической активности террористов.
С постепенным снятием эпидемиологических ограничений возвращение террористических ячеек к активной деятельности может произойти весьма стремительно.

Тема последствий пандемии коронавируса, в том числе в сфере безопасности, стала одной из центральных на 75-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре прошлого года, в ходе которой Президентом Российской Федерации было указано на необходимость последовательной адаптации международных институтов к современным реалиям, объединения усилий мирового сообщества по преодолению новых вызовов и угроз, выработки нестандартных подходов к решению глобальных проблем.

Положения новой Стратегии как раз и нацелены на решение указанных задач, на совершенствование системы организации и практической реализации комплексных мер, направленных на обеспечение национальной безопасности в различных областях.