Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Р.Г.Нургалиева к 25-летию Совета Безопасности Российской Федерации

3 мая 2017 года

Рашид Гумарович,  3 июня 2017 года исполняется 25 лет Совету Безопасности Российской Федерации. В этой связи не могли бы Вы приоткрыть завесу секретности о деятельности Совбеза и рассказать о том, какую роль в обеспечении безопасности на пространстве СНГ играет Совет Безопасности Российской Федерации?

- За годы своего существования Совет Безопасности рассматривал как стратегические, так и оперативные вопросы урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве.

Участвовал в процессах, способствующих примирению враждующих сторон в период гражданской войны в Таджикистане, в процессе мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровье, рассматривал вопросы нагорно-карабахского урегулирования. Оперативно реагировал на события, связанные с государственным переворотом на Украине.

На заседаниях Совбеза обсуждалось взаимодействие с партнерами в рамках ШОС, СНГ, ОДКБ и ЕАЭС. Получило развитие сотрудничество по вопросам обеспечения региональной и международной безопасности с советами безопасности других стран. С 2013 года по инициативе аппарата Совета Безопасности в Москве проводятся ежегодные встречи секретарей советов безопасности государств – участников СНГ, где в многостороннем формате происходит обмен мнениями по актуальным вопросам региональной стабильности и безопасности стран, входящих в Содружество, вырабатываются совместные эффективные меры по противодействию существующим вызовам и угрозам. Также такие вопросы обсуждаются и в формате двусторонних консультаций по линии аппаратов советов безопасности государств – участников СНГ.

При непосредственном участии Совета Безопасности подготовлены и приняты такие основополагающие документы как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики, Основы комплексной политики России на пространстве Содружества Независимых Государств.

На заседаниях Совета Безопасности, оперативных совещаниях, заседаниях Межведомственной комиссии по проблемам СНГ, секции по проблемам СНГ научного совета при Совете Безопасности рассматривались концептуальные документы, касающиеся вопросов укрепления системы коллективной безопасности, экономической интеграции на постсоветском пространстве, а также выстраивания дружественных партнерских отношений с государствами – участниками СНГ и государствами – членами ОДКБ, включая и механизмы реализации такого взаимодействия.

Какие сегодня существуют угрозы безопасности на постсоветском пространстве?

- Практически во всех государствах СНГ увеличиваются масштабы транснациональной организованной преступности, расширяется характер и география таких имеющих трансграничную природу вызовов, как нелегальная миграция, торговля людьми, незаконный оборот наркотиков, неконтролируемый трафик оружия, киберпреступность, а также опасности в области экономической, продовольственной, экологической и санитарно-эпидемиологической сферах.

Одной из наиболее опасных реалий современного мира стало усиление угрозы международного терроризма. Такие глобальные вызовы и угрозы требуют адекватного комплексного ответа при консолидации усилий стран СНГ.

О каких совместных мероприятиях стран СНГ Вы могли бы рассказать, как о примере эффективного сотрудничества с современными вызовами и угрозами национальной и региональной безопасности?

- В 2016 году организованы и проведены совместные специальные пограничные операции «Запад–2016» на северозападном и западном и «Чануб–2016» – на центральноазиатском направлениях. В ходе операций пограничными ведомствами во взаимодействии с правоохранительными органами государств – участников СНГ было задержано более 2 тысяч  нарушителей законодательства о государственной границе, почти полторы тысячи незаконных мигрантов. Изъято более 250 кг наркотических средств,
68 единиц огнестрельного оружия и свыше 600 штук боеприпасов.

Анализ проведенных мероприятий показывает возросший уровень взаимодействия пограничных ведомств с правоохранительными структурами государств – участников СНГ, а также пограничными службами государств, не входящих в Содружество.

С 2000 года функционирует Антитеррористический центр государств – участников СНГ, который является постоянно действующим специализированным отраслевым органом Содружества и призван обеспечивать координацию взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. В работе Центра принимают участие девять государств – участников СНГ (кроме Туркменистана и Украины).

Какая роль отводится ОДКБ в области противодействия терроризму?

- В 21 веке терроризм приобрел глобальный характер и стал угрозой номер один для всего мирового сообщества. Это уже не отдельные фанатики и мелкие группы, а целые организации со своей идеологией, разветвленной скрытой сетью ячеек по всему миру, фактически с государственной иерархией и претензией на отдельные территории.

В ходе сессии Совета коллективной безопасности в октябре
2016 года принята Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, в которой внутренними вызовами и угрозами коллективной безопасности ОДКБ назван терроризм во всех его проявлениях. Также утвержден Перечень дополнительных мер по противодействию международному терроризму и экстремизму в формате ОДКБ, который направлен на совершенствование координации усилий по противодействию международному терроризму и экстремизму. В нем, наряду с организационными мерами, предусматриваются мероприятия в сфере политического сотрудничества, противодействия вербовке и выезду граждан государств – членов ОДКБ для участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций, а также в области развития антитеррористического силового потенциала ОДКБ.

Мы ведем Единый список организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ, что создает условия для осуществления совместных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в сфере противодействия международным террористическим организациям и их пособникам.

Создаем Центр кризисного реагирования ОДКБ, на который будут возложены функции по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами решений о совместных действиях государств – членов ОДКБ, направленных на предотвращение (урегулирование) кризисных ситуаций, а также на обмен информацией в режиме реального времени с использованием современного комплекса программно-технических средств и информационных технологий.

В рамках ОДКБ мы просто обязаны показать пример качественного и всестороннего взаимодействия, реализовывать исчерпывающие меры в целях развития силового антитеррористического потенциала Организации.

Уверен, что консолидация усилий перед лицом растущей угрозы терроризма отвечает интересам наших братских народов. При этом сотрудничество осуществляется на основе равноправного участия, при уважении суверенитета и территориальной целостности государств, соблюдении принципа невмешательства во внутренние дела.

Как Вы оцениваете Стратегию коллективной безопасности на период до 2025 года? Наверняка, придется со временем вносить ещё более жесткие коррективы?

- Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года была принята президентами государств – членов ОДКБ в октябре 2016 года на сессии Совета коллективной безопасности.

Документ носит концептуальный характер и является основой для планирования развития системы коллективной безопасности ОДКБ.

В Стратегии с учетом негативных факторов, влияющих на систему коллективной безопасности, определены основные меры по развитию системы коллективной безопасности в сфере внешнеполитического взаимодействия; кризисного реагирования; миротворческой деятельности; военной безопасности; противодействия транснациональным вызовам и угрозам, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции граждан третьих стран; предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; охраны границ; информационной безопасности.

Конечно, в современном мире изменения происходят стремительно, появляются новые вызовы и угрозы. В этой связи в рамках Организации постоянно идет процесс их анализа, готовятся взвешенные предложения Совету коллективной безопасности.

Стратегия коллективной безопасности ОДКБ и документы, принятые в ее развитие, позволяют сегодня и в будущем определить силы и средства для поддержания коллективной безопасности на требуемом уровне.