Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации С.А.Вахрукова к 25-летию Совета Безопасности РФ

31 мая 2017 года

Сергей Алексеевич, в последние годы в системе государственного управления Российской Федерации активно внедряются методы стратегического планирования. Чем обусловлена необходимость их применения? Какие задачи стоят на этом направлении?

- Стратегическое планирование призвано в первую очередь  обеспечить системный подход как к подготовке документов стратегического планирования, так и к их последовательной реализации. Такой подход должен придать новый импульс решению задач устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Сегодня система стратегического планирования находится в стадии формирования. Основные усилия с момента принятия Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» были направлены в основном на разработку документов стратегического планирования. Среди них Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. 

Для выстраивания целостной системы стратегического планирования в нашей стране предстоит еще большая работа. Цели, задачи, приоритеты, сформулированные, в том числе, в отмеченных документах, разрабатываемых на федеральном уровне, должны быть учтены в отраслевых и региональных документах стратегического планирования. На их основе в свою очередь должны формироваться мероприятия государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением.

Важной задачей является определение показателей, пронизывающих все уровни стратегического планирования и отражающих поставленные цели. На этом направлении идет работа по выстраиванию системного мониторинга реализации документов стратегического планирования, включая степень достижения целевых значений показателей в заданные сроки. Вместе с тем ограниченность бюджетных средств заставляет сегодня обратить внимание на оптимизацию ресурсных затрат.

Формирование системы стратегического планирования, определяющей долговременные цели и задачи развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, использования имеющихся ресурсов, позволит повысить эффективность государственного управления, улучшить взаимодействие органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества с целью решения приоритетных задач, стоящих перед нашей страной на нынешнем этапе.

Какую роль играет Совет Безопасности Российской Федерации в системе стратегического планирования в Российской Федерации?

- В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Федеральным законом «О безопасности» осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности относится к основным функциям Совета Безопасности Российской Федерации.

В его задачи входит прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности. С учетом результатов этой работы Совет Безопасности Российской Федерации организует деятельность по разработке и уточнению Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, других концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности.

Перед представлением на утверждение Президенту Российской Федерации документы стратегического планирования, проекты решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности проходят специальную экспертизу и рассматриваются Советом Безопасности Российской Федерации.

Важным направлением деятельности Совета Безопасности Российской Федерации является контроль и проведение оценки эффективности реализации документов стратегического планирования. Эта работа  строится по показателям, которые утверждаются Президентом Российской Федерации.

Ход реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации оценивается ежегодно. Президенту Российской Федерации представляется соответствующий доклад, содержащий, в том числе, предложения о дополнительных мерах, необходимых для укрепления национальной безопасности. 

В целях реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации задач в области стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности образована Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования.

Деятельность этой комиссии направлена в первую очередь на подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности Российской Федерации по вопросам организации стратегического планирования в нашей стране, по оценке внутренних и внешних угроз национальной безопасности, по разработке и уточнению показателей обеспечения национальной безопасности.

Очевидно, что угрозы национальной безопасности в разных регионах нашей страны имеют специфику. Как решаются задачи обеспечения национальной безопасности на региональном уровне и какова роль Совета Безопасности Российской Федерации в их решении?

- Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации проводит в федеральных округах выездные совещания в целях рассмотрения проблем обеспечения национальной безопасности на региональном уровне.

В них принимают участие полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, руководители федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, представители муниципальных образований и заинтересованные организации.

Особое внимание уделяется вопросам профилактики террористических и экстремистских проявлений, противодействия распространению радикальной идеологии, пресечения попыток разжигания межнациональной и межконфессиональной розни.

Важное место занимают проблемы обеспечения информационной, энергетической и продовольственной безопасности.

Актуальными остаются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе на потенциально опасных и критически важных объектах.

В рамках решения задач обеспечения экологической безопасности рассматриваются проблемы обращения с отходами производства и потребления, а также декриминализации данной сферы в субъектах Российской Федерации.

Регулярно обсуждаются вопросы безопасного развития Дальнего Востока, Арктической зоны Российской Федерации и таких жизненно важных регионов как Крым и Калининградская область.

В ходе выездных совещаний вырабатываются взвешенные решения и рекомендации федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целом выездные совещания зарекомендовали себя в качестве эффективного инструмента решения наиболее острых проблем обеспечения национальной безопасности, проявляющихся на региональном уровне.

Кроме того, данный формат позволяет определить темы и вопросы, которые нуждаются в более детальной межведомственной проработке и принятии системных решений на федеральном уровне.  Материалы выездных совещаний используются также при подготовке заседаний Совета Безопасности Российской Федерации.

Примером реализации такого подхода стало заседание Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О совершенствовании государственной региональной политики в Российской Федерации», которое состоялось 22 сентября 2016 г. Принятые на нем решения направлены на совершенствование государственной политики регионального развития и повышение эффективности использования собственного экономического потенциала субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

К наиболее важным здесь можно отнести комплекс мер, направленных на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, увеличение их доходной базы. 

Реализация решений заседания Совета Безопасности Российской Федерации будет способствовать уменьшению диспропорций в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, созданию условий для появления в них новых точек экономического роста, сокращению различий между регионами и повышению уровня и качества жизни населения.

- Вы уже упомянули Арктическую зону Российской Федерации. В чем заключаются сегодня важнейшие интересы России в Арктике? Какие механизмы используются для их обеспечения?

 - Спектр национальных интересов России в Арктическом регионе широк и охватывает все сферы национальной безопасности. Это и комплексное социально-экономическое развитие арктических территорий Российской Федерации, и вопросы геополитики и международного сотрудничества, и развитие науки, и разработка специальных, адаптированных для Арктики технологий, и вопросы экологии, и обеспечение военной безопасности.

Россия – крупнейшая арктическая страна, в которой проживает более половины населения этого региона. Обеспечение качественных и комфортных условий жизни – одна из первостепенных задач государства, которая обеспечивает реализацию всех остальных приоритетов России в Арктике.

Необходимость освоения богатейших запасов природных ископаемых, в том числе и на арктическом шельфе, в сочетании с экстремальными природно-климатическими факторами определяет для нашей страны набор вызовов.

Развитие отечественных технологий, предназначенных для работы в арктических условиях, обусловило не только широкомасштабное вовлечение природных ресурсов в хозяйственный оборот, но и определяет лидирующие позиции нашей страны в регионе. Только Россия обладает современным ледокольным флотом в достаточном количестве, позволяющем осуществлять широкий спектр видов морской хозяйственной деятельности, обеспечивать жизнедеятельность приморских территорий и бесперебойную работу компаний, осуществляющих свою деятельность  в арктическом регионе. Именно поэтому государственная политика России в Арктике сосредоточена на разработке и внедрении инновационных технологий. В условиях санкционной политики государство видит свою задачу не только в стимулировании импортозамещения, но и в стимулировании и внедрении отечественных инновационных разработок для Арктики.

Большое внимание уделяется развитию научных представлений о природной среде Арктической зоны России. Ведь, по сути, вся российская хозяйственная деятельность основана на исследованиях, разработках и открытиях отечественных ученых. В настоящее время реализуется большой комплекс научных исследований, охватывающий различные направления. Это и геолого-геофизические исследования, и исследования по поиску и оценке новых залежей полезных ископаемых, в первую очередь на шельфе восточных арктических морей, и большой комплекс морских научных исследований, результаты которого позволяют более рационально и бережно подходить к освоению морских природных ресурсов, с максимально технологически возможной минимизацией негативного воздействия на природную среду.

Арктическая природа уникальна. Сохранение ее – это не только забота о будущих поколениях, но и задача имеющая глобальное, общечеловеческое значение с точки зрения изменения климата Земли. В регионе находятся уникальные природные комплексы, не тронутые деятельностью человека. С целью их сохранения выстраивается система особо охраняемых природных территорий, где запрещена любая хозяйственная деятельность.

Но нельзя не признать, что существуют и места, в которых антропогенное воздействие на арктическую природу достигло катастрофических размеров. В последние годы проводится крупномасштабная работа по ликвидации ущерба от хозяйственной деятельности прошлых лет. И надо констатировать в этой сфере значительный успех. Только за 2016 год рекультивировано более 200 га земли.  

Государство нацелено на комплексное решение проблем развития Арктического региона. С этой целью разработана и реализуется Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Стратегия в первую очередь сосредоточена на решении проблем социального характера, но и охватывает все сферы экономического и научно-технологического развития региона.

В силу очагового характера хозяйственной деятельности в Арктике и с учетом природно-климатических, социально-демографических и иных факторов принято принципиальное решение о формировании опорных зон развития в Арктике, которые будут выступать «точками роста» для макрорегиона.