Интервью заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации М.М.Попова «Красной звезде»
15 марта 2019 годаСовет Безопасности РФ выступает за международную стабильность на равноправных и взаимовыгодных условиях.
Как в Военной доктрине были предсказаны внешние и внутренние военные опасности и возможные военные угрозы в отношении России, а также раскрыт характер военных конфликтов, в которые может быть вовлечена наша страна, как в таких условиях выстроить стратегию развития государства на долгосрочную перспективу – об этом и других приоритетах национальной политики в области обороны и безопасности в эксклюзивном интервью «Красной звезде» рассказал заместитель секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Михаил ПОПОВ.
– Михаил Михайлович, при оценке происходящего сегодня в мире – разногласия в сирийском урегулировании, попытки переворота в Венесуэле, западное давление на Россию и санкции, растущие террористические угрозы – может сложиться впечатление, что предсказать или спрогнозировать всё это просто невозможно. Тем более выстраивать в столь сложной и нестабильной обстановке национальную политику, определять стратегию в области обороны и безопасности.
– Действительно, современная международная обстановка характеризуется высокой
динамичностью, приобретая всё более сложный и неустойчивый характер. Отмечается
нарастание конфликтного потенциала в зонах традиционных российских интересов.
Всё это находит отражение в Военной доктрине Российской Федерации, которая
является концептуальным документом военного планирования и разрабатывается на
длительный срок с возможностью уточнения при изменении обстановки.
При подготовке Военной доктрины России аппаратом Совета Безопасности РФ
совместно с другими органами государственной власти и организациями, в том
числе научными, была проведена серьёзная прогнозно-аналитическая работа. В
частности, на долгосрочную перспективу сформулированы внешние и внутренние
военные опасности и возможные военные угрозы Российской Федерации, а также
раскрыт характер военных конфликтов, в которые может быть вовлечена наша
страна.
– Насколько актуальны эти прогнозы
сегодня и чем подтверждаются сделанные почти пять лет тому назад выводы?
– Анализ содержания Военной доктрины применительно к развитию
военно-политической и военно-стратегической обстановки показывает, что её
положения не утратили актуальности. Вместе с тем нельзя не заметить, что в
результате антироссийской деятельности США и НАТО появилась тенденция
трансформации военных опасностей в военные угрозы.
Вот лишь некоторые характерные примеры. В Военной доктрине в качестве одной из
внешних военных опасностей определено наращивание силового потенциала НАТО и
приближение военной инфраструктуры стран – членов НАТО к нашим границам.
Созданный 70 лет назад военно-политический блок в разгар «холодной войны»
насчитывал 15 государств. За последние 20 лет его численность увеличилась
практически вдвое за счёт приёма в подавляющем большинстве государств – бывших
участников Варшавского договора и постсоветских республик. Иными словами, с
1990-х годов НАТО расширяется строго на Восток, в сторону России.
– Но если 1990-е это было лишь движение на Восток, то сегодня НАТО
отчётливо «вытаптывает» себе здесь плацдарм. Чем сегодня отличается активность
альянса вблизи наших границ?
– За последние два года в рамках реализации «Плана действий по повышению боевой
готовности вооружённых сил НАТО» и «Концепции передового присутствия и
усиления» увеличена численность военнослужащих сил первоочередного
задействования блока в 1,6 раза – с 25 до 40 тысяч человек.
На территориях стран Балтии развёрнуты усиленные батальонные тактические группы
многонационального состава численностью до 1 тысячи военнослужащих каждая.
Реализуется американская инициатива «3 по 30», которая предусматривает
готовность к применению 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий
и 30 боевых кораблей стран блока в течение 30 суток.
Реанимируется существовавшая в годы «холодной войны» система трансатлантических
перебросок войск усиления из США и Канады в Европу для развёртывания
крупных коалиционных группировок на границе с Россией.
В целях эффективного руководства силами на «восточном фланге»
Североатлантического альянса дополнительно к уже имеющимся двум штабам
многонациональных дивизий «Северо-Восток» в Польше и «Юго-Восток» в Румынии
реализуется решение о формировании штаба многонациональной дивизии «Север» на
базе управления датской мотопехотной дивизии. Её оперативная группа, судя по
сообщениям средств массовой информации, 8 марта этого года развёрнута в
населённом пункте Адажи в Латвии.
Не говоря уже о том, что отмечается существенное повышение интенсивности
оперативной и боевой подготовки вооружённых сил НАТО в непосредственной
близости от российских границ. Количество проводимых в восточноевропейских
странах НАТО учений, которые имеют ярко выраженную антироссийскую направленность,
увеличилось в два раза.
– Согласно Военной доктрине особую
опасность представляет развёртывание систем стратегической противоракетной
обороны США. Подрывает ли это стабильность в глобальном масштабе?
– Отвечу конкретными примерами. В настоящее время на наших глазах завершается
развёртывание противоракетного комплекса «Иджис эшор» в Польше. В Румынии эта
система функционирует с 2016 года. При этом универсальность пусковых установок
комплексов позволяет применять их для стрельбы крылатыми ракетами «Томахок».
Создаются группировки противоракетных средств США в Азиатско-Тихоокеанском
регионе при участии Японии и Южной Кореи. Совершенствуется морской компонент
глобальной системы ПРО США.
Характерно, что по мере развёртывания и наращивания боевых возможностей
глобальной системы ПРО американцы как-то забывают об объявленной ими же
ракетной угрозе со стороны Ирана. К слову, для борьбы с которым эта система
якобы изначально и предназначалась.
– Затронув тему, связанную с Ираном, нельзя не сказать о ключевом, пожалуй,
факторе глобальной стабильности – системе контроля над вооружениями. Как США
ведут себя в этом вопросе и можно ли это назвать подрывной деятельностью?
– В Военной доктрине предусмотрена такая военная опасность. Это – цитирую –
«Нарушение отдельными государствами международных договорённостей, а также
несоблюдение ранее заключённых международных договоров в области запрещения,
ограничения и сокращения вооружений». В современных реалиях международной
обстановки, как мы видим, она не утратила актуальности.
Уже много было сказано о выходе США из Договора о ликвидации ракет средней и
меньшей дальности, а также о выходе из Совместного плана действий по
урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы и нежелании
Вашингтона ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Но как-то в тени остаются предпринимаемые администрацией США шаги по ревизии
полномочий рабочих органов Конвенции о запрещении химического оружия, по
блокированию попыток создания юридически обязывающего механизма проверки
соблюдения Конвенции о запрещении бактериологического и токсинного оружия, по
наращиванию американцами масштабов собственных военно-биологических программ на
постсоветском пространстве. Могу вас заверить, этот перечень можно продолжить.
– Если позволите, ещё об одном «предсказании» Военной доктрины – смещении
военных опасностей в информационное пространство. Что за этим скрывается и
насколько серьёзно к этому следует относиться в плане военной безопасности?
– Сейчас мы уже видим, что развитие информационно-коммуникационных технологий
способствовало возникновению новой сферы военно-политического противоборства.
Глобальное информационное пространство уже признано многими специалистами новым
театром военных действий.
В этой связи США и их партнёрами по НАТО уделяется серьёзное внимание активным
действиям в киберпространстве и получению тотального контроля над этой сферой.
Созданные альянсом центр стратегических коммуникаций НАТО в Риге и объединённый
центр передового опыта в области киберзащиты в Таллине нацелены на ведение
масштабной информационной войны.
Основной задачей указанных структур является выведение из строя вычислительных
сетей критически важных объектов и инфраструктуры потенциального противника –
как вы понимаете, прежде всего России – путём нарушения функционирования систем
государственного управления, финансовых институтов, предприятий,
электростанций, ЖД вокзалов и аэропортов.
– Тогда насколько предпринятые меры по сдерживанию и предотвращению военных
конфликтов, изложенные в той же Военной доктрине, соответствуют этой новой
реальности?
– В Военной доктрине сформулированы положения военной политики, в основе
которой недопущение любых военных конфликтов. При этом поддержание Вооружённых
Сил, других войск и органов в заданной степени готовности к боевому применению
имеет первостепенное значение.
В современных условиях военно-политической обстановки укрепление
обороноспособности и безопасности нашей страны, надёжная её защита от внешних
военных угроз были и остаются нашими важнейшими и ключевыми задачами. И эти
задачи, как было отмечено в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию, успешно решаются.
Хочу отметить, что опыт применения группировки российских войск в Сирии, итоги
учений и внезапных проверок показывают, что Вооружённые Силы РФ способны
отразить агрессию, направленную против нашей страны, обеспечить защиту
целостности и неприкосновенности её территории.
– В условиях глобального характера
современных угроз особое значение приобретает международное военное сотрудничество.
Насколько количество совместных учений и тренировок отражается на качестве
военных контактов?
– Расширение географии совместных военных учений, Армейских международных игр и
военно-технических форумов способствует развитию двустороннего и многостороннего
военного сотрудничества с представителями вооружённых сил других государств. В
целом это положительно сказывается на авторитете наших вооружённых сил в мире,
содействует повышению роли России в решении глобальных и региональных
международных проблем, в противостоянии вызовам и угрозам военно-политического
характера.
Самым масштабным мероприятием подготовки войск за всю историю современной
России стали манёвры «Восток-2018». Они прошли в международном формате с
привлечением воинских формирований Народно-освободительной армии Китая и
вооружённых сил Монголии. По численности войск, количеству вооружения и военной
техники данное мероприятие сопоставимо с наиболее масштабными манёврами
советского периода «Запад-81».
Хочу отметить, что с каждым годом возрастает интерес зарубежных стран к
Армейским международным играм, ставшим важнейшей составной частью боевой
подготовки
войск. Расширяется география стран – участниц Игр. Так, конкурсы
АрМИ-2018 проводились в семи странах – России, Азербайджане, Белоруссии, Китае
и Казахстане, Армении и Иране. В них приняли участие 189 команд, более 4700
участников от 32 государств.
В этом году состоятся юбилейные – V Армейские международные игры, в которых
примут участие государства четырёх континентов. Соответствующие приглашения на
Игры направлены в 85 государств, заявки на участие будут приниматься до 1 мая.
Планируется, что Армейские международные игры пройдут на территории 10 стран,
при этом конкурсы впервые пройдут на территории Индии, Узбекистана и Монголии.
Помимо Вооружённых Сил, в Армейских международных играх планируется участие
воинских подразделений других силовых структур и ведомств. Так, в пяти
состязаниях примут участие команды МЧС России, возрастёт количество участников
из войск национальной гвардии Российской Федерации и ДОСААФ России.
– В числе постоянных участников АрМИ лидирующие позиции часто занимают наши
партнёры по ОДКБ. Как вы оцениваете нынешний уровень сотрудничества в рамках
Организации? Возможно ли расширение такого формата?
– Одним из приоритетов военно-политического сотрудничества с государствами –
членами ОДКБ, что также закреплено в Военной доктрине, является консолидация
усилий в совершенствовании сил и средств системы коллективной безопасности
ОДКБ. Важно отметить, что делается это в интересах обеспечения коллективной
безопасности и совместной обороны.
В рамках решения этого вопроса Россия выступает за качественное развитие ОДКБ и
превращение её в универсальную международную организацию, способную
противостоять региональным вызовам и угрозам военно-политического и
военно-стратегического характера, включая международный терроризм и экстремизм,
незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, нелегальную
миграцию, а также угрозам в информационной сфере.
– На практике именно военный потенциал традиционно выступал локомотивом
развития сотрудничества в рамках ОДКБ. Какие в этом отношении перспективы у
Организации?
– Активизировать и расширить формат взаимодействия Организации предполагается
на основе конструктивных отношений с другими государствами и международными
организациями, совершенствования механизмов противодействия вызовам и угрозам,
а также развития военного потенциала Организации. Это в равной степени
относится как к совершенствованию подготовки Коллективных сил ОДКБ и их использованию
по предназначению, так и к развитию систем управления и их всестороннего
обеспечения.
В соответствии с планом совместной подготовки в 2019 году запланировано более
40 мероприятий различной направленности, основными из которых являются
совместные учения «Взаимодействие-2019», «Нерушимое братство – 2019», «Боевое
братство – 2019», специальные учения «Поиск-2019», «Эшелон-2019», а также
тактико-специальное учение «Гром- 2019».
Военно-политическое взаимодействие в формате ОДКБ способствует продвижению
интеграционных процессов как в Содружестве Независимых Государств, так и в
целом в Центрально-Азиатском регионе. Ещё раз подчеркну, что Россия готова к
диалогу и сотрудничеству с любыми странами на равноправных и взаимовыгодных
условиях. Приоритет при этом отдаём Белоруссии, равно как и другим нашим
партнёрам по ОДКБ, республикам Абхазия и Южная Осетия, государствам –
участникам СНГ и членам Шанхайской организации сотрудничества.
– Примером наиболее продвинутого сотрудничества во всех сферах Белоруссия была
всегда. А как складываются отношения с нашим партнёром и союзником сегодня?
– Прежде всего хотел бы напомнить, что через территорию Белоруссии и России
прошли две самые кровопролитные войны прошлого столетия. Наши народы, как никто
другой, прочувствовали весь трагизм этих событий, и мы не хотим их повторений.
Поэтому всегда совместно готовы к нейтрализации возможных военных опасностей и
военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами.
Для этого осуществляем тесное взаимодействие России и Белоруссии в вопросах
военного и военно-технического сотрудничества, обеспечения коллективной
безопасности. Успешно развивается Региональная группировка войск (сил).
Оборонные ведомства наших стран на регулярной основе проводят совместные мероприятия
боевой и оперативной подготовки. В рамках подготовки органов управления, сил и
средств коллективной безопасности ОДКБ систематически осуществляется
взаимодействие наших воинских контингентов.
Так, в 2018 году подразделения белорусских вооружённых сил принимали участие в
оперативно-стратегическом учении «Боевое братство – 2018» и в командно-штабном
учении «Взаимодействие-2018». Кроме того, белорусские военнослужащие проходят
обучение в военных учебных заведениях Минобороны России, в том числе в Военной
академии Генерального штаба Вооружённых Сил РФ.
В 2019 году воинские формирования вооружённых сил Белоруссии будут
задействованы в белорусско-российско-сербском учении «Славянское братство –
2019», примут участие в учениях Объединённой системы ПВО стран СНГ «Боевое
Содружество – 2019», ОДКБ «Взаимодействие-2019» и «Нерушимое братство – 2019»,
а также в рамках Союзного государства в совместном оперативном учении «Щит
Союза – 2019».
– В завершение этой темы ещё один вопрос. Как международная деятельность Вооружённых
Сил Российской Федерации сказывается на авторитете России в мире?
– Ещё раз подчеркну: спланированные мероприятия по укреплению наших Вооружённых
Сил проводятся исключительно в интересах обеспечения обороноспособности
Российской Федерации. Россия никому не угрожает и ни на кого не собирается
нападать. Об этом неоднократно говорил Президент Российской Федерации, об этом
свидетельствует и наша Военная доктрина, которая носит сугубо оборонительный
характер.
В заключение беседы хотел сказать вот о чём. Каждый раз, бывая в Кронштадте, я
прихожу на Якорную площадь к памятнику выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу
Степану Осиповичу Макарову. На памятнике надпись «Помни войну». В этом, если
быть кратким, и суть нашей Военной доктрины. Мы знаем и помним, что такое
война. Мы не должны её допустить. Но если она неизбежна, то обязаны быть
готовыми во всеоружии встретить врага и одержать победу.