Совет Безопасности Российской Федерации

Помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Александр Абелин рассказал журналистам о том, что новая Доктрина энергетической безопасности России поможет упреждать новые угрозы в этой сфере

16 мая 2019 года

Александр Павлович, накануне Президентом Российской Федерации подписан Указ «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации». Чем обусловлена необходимость принятия данного документа, и чем он отличается от предыдущей Доктрины?

- Анализ состояния и перспектив развития энергетической отрасли России, а также ситуации на мировых энергетических рынках показал, что для Российской Федерации в последнее время появился ряд новых вызовов и угроз в энергетической сфере вследствие возросшей политизированности международных отношений.

В частности, ситуация обостряется усилением протекционизма в национальных экономиках и дискриминационных действий со стороны других государств в отношении российских компаний - экспортеров энергоресурсов.

Фактором, усиливающим угрозы энергетической безопасности, являются санкционные действия США против российской энергетики, прежде всего, против проекта «Северный поток-2» и российской СПГ-индустрии, а также внедрения современных технологий добычи трудноизвлекаемых углеводородов. Неприкрытый лоббизм, беззастенчивое проталкивание интересов американских энергетических и энергосервисных компаний проводится администрацией США без оглядки на интересы даже своих ближайших союзников в Европе.

В условиях высокой импортозависимости отечественного ТЭКа обострились внутренние угрозы энергетической безопасности, связанные прежде всего с высоким физическим и моральным износом значительной части основных производственных фондов и инфраструктуры отечественной энергетики, с низким уровнем разработки и внедрения передовых технологий, а также с нехваткой высококвалифицированных кадров по их разработке и применению.

Помимо этого по-прежнему полностью не решена проблема неплатежей за поставленные энергетические ресурсы, сохраняется высокий уровень криминализации в энергетической отрасли, продолжают оставаться актуальными угрозы совершения террористических актов в отношении критически важных объектов энергетики.

Все эти вопросы следует держать в центре внимания, и это учтено в новой Доктрине с учетом изменившейся нормативно-правовой базы, условий правоприменения и администрирования.

При этом новая Доктрина впервые основана на риск ориентированном подходе, который нацелен на выявление и упреждение вновь возникающих угроз и рисков энергетической безопасности страны, позволяющий заблаговременно реализовывать превентивные и эффективные меры по их нейтрализации. Такой подход будет реализоваться в виде системы управления рисками в области энергетической безопасности Российской Федерации.

Вы обозначили проблему импортозависимости в энергетике. Учитывая, что в течение длительного времени и оборудование и технологии импортировались из-за рубежа, не отстали ли мы безнадежно и способны ли успешно заместить их отечественными разработками?

- Разумеется, ставка в течение длительного времени на использование зарубежного оборудования и технологий существенно осложняет задачу широкомасштабного внедрения отечественного оборудования. Но без этого не обойтись. Дело не только в угрозе перекрытия поставок из-за рубежа. Хотя ее следует рассматривать как вполне реальную, ведь США даже перестали скрывать свои лоббистские цели противодействия развитию российскому ТЭКу – создать преференции на мировых рынках своим компаниям, пусть даже в ущерб интересам своих ближайших торговых партнеров.

Проблема еще и в том, что широкое применение иностранного программного обеспечения с неконтролируемым содержимым в объектах критической информационной инфраструктуры на предприятиях ТЭК также создает угрозу энергетической безопасности Российской Федерации.

Что касается возможностей разработки новых технологий и производства современного оборудования, есть все основания считать, что они не утрачены. В России сохранились и хорошие коллективы разработчиков, и развитая производственно-внедренческая база, прежде всего, в сфере оборонно-промышленного комплекса. Их потенциал уже задействован для технологического обновления ТЭКа и дает необходимые для обеспечения энергетической безопасности страны результаты.