Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ Михаила Попова «Красной звезде»

2 декабря 2019 года

На недавнем заседании Совета Безопасности Российской Федерации под руководством Президента России Владимира Путина обсуждались перспективы развития военной организации государства до 2030 года. В числе безусловных приоритетов на ближайшее десятилетие Верховный Главнокомандующий назвал повышение престижа военной службы. Это, по словам главы государства, напрямую связано с укреплением системы социальных гарантий военнослужащих и членов их семей. Как сегодня обеспечиваются достойные условия жизни и службы и какие меры в ближайшем будущем призваны повысить социальный статус людей в погонах, в интервью «Красной звезде» рассказал заместитель секретаря Совбеза России Михаил ПОПОВ.

– Михаил Михайлович, чем вызвано такое пристальное внимание к социальной защите военнослужащих, и насколько успешно в последние годы решаются связанные с ней вопросы?
– Уровень социального обеспечения влияет на многое, если не сказать – на всё: моральное и психологическое состояние личного состава в воинских коллективах, укомплектованность воинских подразделений, в том числе высококвалифицированными специалистами, и в конечном итоге на качество выполнения возложенных на армию и флот задач в сфере обороны и безопасности.

Отсюда такое внимание к социальной сфере, и обсуждение проблем – не разовая акция. Аппарат Совета Безопасности постоянно ведёт мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих. Под руководством секретаря Совета Безопасности Николая Платоновича Патрушева совещания по этим вопросам проводятся регулярно. Основные направления – состояние денежного довольствия и пенсионного обеспечения, уровень дохода членов семьи, продовольственное, вещевое, жилищное и другие виды материального обеспечения, включая медицинское.
Трудоустройство и переподготовка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей также постоянно находятся в поле нашего зрения. Сюда же входят реализация прав на образование, предоставляемые адресные льготы и социальные гарантии, обязательное государственное страхование, а также реабилитация инвалидов и социальное обслуживание пожилых ветеранов.
– Очевидно, что поле деятельности колоссальное. Но как эту работу могут оценить сами военнослужащие, члены их семей, военные пенсионеры, ветераны и гражданские служащие, как всё это сказывается на их жизни?
– Многие решения, направленные на дальнейшее улучшение жизни людей в погонах, уже приняты и реализованы. В частности, с 1 января прошлого года на 4 процента увеличены размеры окладов по воинским званиям и воинским должностям военнослужащих и размеры должностных окладов гражданского персонала.
С 1 октября уже этого года размеры окладов по воинским званиям и воинским должностям военнослужащих и должностные оклады гражданского персонала повышены ещё на 4,3 процента, а военные пенсии – на 6,3 процента. Кроме того, принято решение о дальнейшей ежегодной индексации размеров окладов военнослужащих и гражданского персонала в 2020 году – на 3, в 2021 году – на 4 и в 2022 году ещё на 4 процента.
В рамках повышения престижа военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин по контракту также планируется увеличение их денежного содержания в среднем на 10 процентов. Для этих целей в федеральном бюджете уже предусмотрены дополнительные финансовые ресурсы.
В настоящее время в правительстве рассматривается внесённый Министерством обороны проект федерального закона, который с 1 января 2021 года предусматривает право на проезд на безвозмездной основе к месту основного или каникулярного отпуска и обратно для сержантов, старшин, солдат и матросов. В этот список также входят курсанты и слушатели военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных учреждений высшего образования, проходящие военную службу по контракту.
Кроме того, с января этого года снято ограничение максимальной стоимости авиабилетов при оформлении воинских перевозочных документов. Это, могу сказать, полностью соответствовало удовлетворению запроса военнослужащих на приобретение авиабилетов на безвозмездной основе.
– За время военной службы в силу её специфики военнослужащие, как правило, меняют не один гарнизон. Поэтому среди социальных вопросов жилищный обычно один из первых и самых острых. Как сегодня обстоят дела с обеспечением жильём военных и их семей?
– Учитывая масштабы этой задачи, уместно подчеркнуть, что заданные темпы в решении жилищного вопроса не снижаются. Продолжается строительство целых микрорайонов для военнослужащих в разных регионах страны. И это не единственный способ предоставления жилья военнослужащим. С введением в 2014 году новой формы жилищного обеспечения – жилищной субсидии – число обеспеченных постоянным жильём год от года растёт.
Практически решена проблема предоставления постоянного жилья военнослужащим, подлежащим увольнению в запас или отставку. Количество так называемых распоряженцев, которые не могли быть исключены из списков личного состава воинских частей до обеспечения жильём, таким образом значительно сокращено. В целом же очередь на постоянное жильё за последние восемь лет сократилась более чем в два раза.
Динамично развивается накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих. Применяются новые подходы к обеспечению жильём уволенных военнослужащих, которые остались проживать в закрытых военных городках. Ранее они могли приобретать его только с использованием государственного жилищного сертификата. Теперь появилась возможность предоставлять таким гражданам квартиры за пределами закрытых военных городков в собственность бесплатно или по договору социального найма.
За годы существования востребованность доказала такая форма обеспечения жильём военнослужащих, как аренда. Правда, справедливости ради надо отметить, что компенсационные выплаты за жильё по найму военнослужащим, проходящим службу по контракту на должностях солдат и матросов, сержантов и старшин, не всегда покрывают их фактические расходы.

Проблема была поднята на целевом выездном совещании секретаря Совета Безопасности в мае этого года в Ялте. Тогда по результатам совещания Минобороны России приступило к разработке проекта постановления правительства, которое предусматривает увеличение размера денежной компенсации за наём жилых помещений солдатам и сержантам, проходящим службу по контракту, до размеров, установленных для офицеров и прапорщиков.
Несмотря на то что за последние годы уже много сделано, жилищный вопрос до конца пока не решён. Так, в регионах Сибирского федерального округа на учёте для улучшения жилищных условий состоят около 17 тысяч военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил, включая войска национальной гвардии Российской Федерации, ФСБ России и МЧС России.
Стоит также отметить, что на территории округа свыше 400 зданий и многоквартирных домов, в которых проживают военнослужащие и их семьи, имеют признаки аварийности. В неудовлетворительном состоянии находятся более 1100 жилых помещений специализированного жилищного фонда Минобороны. Имеются также некоторые проблемы, связанные с эксплуатацией и ремонтом казарменного и служебного фонда и коммунальных сооружений, а также слабой социальной инфраструктурой отдельных военных городков.
Часто ремонт служебного фонда, а также улучшение социальной инфраструктуры военных городков затягивается из-за недостаточного взаимодействия между уполномоченными органами военного управления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
– Снять большую часть этих проблем, как было заявлено, призвана Военно-строительная публично-правовая компания, создаваемая по указу Президента Российской Федерации. Каким вам видится её участие в строительстве объектов военной и социальной инфраструктуры?
– По своему правовому статусу Военно-строительная компания призвана заниматься исключительно выполнением государственных нужд и государственных задач. В соответствии с Указом Президента № 504 от 18 октября 2019 года она создана как специализированная строительная компания, обеспечивающая выполнение работ по строительству и реконструкции, капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктуры. То есть она будет непосредственно участвовать в строительстве и реконструкции этих объектов.
Помимо уже названных направлений, в полномочия Военно-строительной компании входит, конечно, работа по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, развитию систем теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения казарменно-жилищного фонда, позволяющая обеспечить военнослужащих и членов их семей теплом и доброкачественной питьевой водой.
Несомненно, указанные меры должны реализовываться в тесной взаимосвязи с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. К примеру, по результатам выездного совещания секретаря Совета Безопасности в Омске правительству Новосибирской области и Минобороны России рекомендовано рассмотреть вопросы о возможности строительства в военном городке Коченевского гарнизона новой газовой котельной и организации в этом городке надлежащего водоснабжения.
– Касаясь военных городков, не могу не спросить, какие дополнительные меры для создания комфортных условий проживания и повышения качества жизни людей в погонах и членов их семей предпринимаются в местах их жизни и службы?
– Ещё одно направление совместной работы – обеспечение доступности для детей военнослужащих детских садов, школ и других образовательных учреждений. Представляется, что запись детей в указанные учреждения, оформление положенных льгот, пособий, налоговых вычетов должны происходить в заявительном порядке без сбора и предоставления различного рода документов и хождения по инстанциям.
В рамках решения данной задачи, к примеру, правительству Алтайского края рекомендовано рассмотреть вопрос о строительстве дошкольного образовательного учреждения в непосредственной близости от военного городка Топчихинского гарнизона. Губернатор Кемеровской области уже принял решение о строительстве для Юргинского военного гарнизона детского сада и современной цифровой школы.
Для успешной социализации и эффективной самореализации военнослужащих и членов их семей активизирована работа по обеспечению доступности объектов социальной, культурной и спортивной инфраструктур. В этих целях в военных городках и гарнизонах также успешно функционируют клубы и дома офицеров.
Новый импульс придан работе по содействию в трудоустройстве членов семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Организуется их информирование о положении на рынке труда в регионе дислокации воинской части, в том числе о наличии вакантных должностей гражданского персонала в воинских частях. В центрах занятости населения проводятся тематические встречи и ярмарки вакансий.
– Ещё одна жизненно важная тема – медицинская помощь. Военные госпитали и поликлиники, располагающие высококвалифицированным персоналом, современным оборудованием, всегда были доступными в плане оказания широчайшего спектра медицинских услуг. Как обстоят дела в этой сфере сегодня?
– С уверенностью могу сказать, что силовые ведомства в настоящее время ведут целенаправленную работу по повышению эффективности системы медицинского обеспечения войск и сил с учётом современных тенденций медицинской науки и практики. При этом одной из приоритетных задач развития медицинского обеспечения является совершенствование работы по снижению заболеваемости социально значимыми болезнями.
В рамках национального проекта «Здравоохранение» разработаны программы развития онкологической и кардиологической помощи в Вооружённых Силах. Их реализация позволит к 2025 году иметь в составе военной медицинской службы четыре центра по сосудистым заболеваниям, центры по обработке и анализу электрокардиографии на базе военных клинических госпиталей округов, онкологический центр на базе Главного военно-клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко. Планируется также создание 12 центров амбулаторной онкологической помощи при госпиталях и 25 первичных онкологических кабинетов при поликлиниках и поликлинических отделениях.
Учитывая, что военно-медицинские организации расположены в основном в местах дислокации соединений и воинских частей, Минобороны России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти активно совершенствует порядок медицинского обеспечения, что весьма актуально, в частности, для граждан, уволенных с военной службы.

– Михаил Михайлович, несколько слов о тех, кто уже завершил военную службу или готовится к выходу на заслуженный отдых. Поскольку большинство из них, по статистике, стремятся продолжить трудовую деятельность, есть ли системность в вопросе их дальнейшего трудоустройства?

– По данным мониторинга, занятость среди военнослужащих запаса трудоспособного возраста составляет около 97 процентов. Среди военнослужащих в отставке, а это люди старше 60 лет, их более 81 процента. При этом формы и способы трудоустройства бывших военнослужащих за последние 20 лет практически не изменились.
По-прежнему лидирующее значение имеет трудоустройство с помощью знакомых и родственников. С помощью же региональных центров занятости и центров социальной адаптации военнослужащих трудоустраивается только пятая часть бывших военнослужащих. Это связано в первую очередь с недостаточной информированностью лиц, подлежащих увольнению с военной службы, о деятельности и возможностях таких центров. Учитывая особую социальную значимость данного вопроса, актуальными представляются меры по повышению эффективности этой работы в воинских частях и в органах местного самоуправления. Необходима также разработка соответствующих специальных программ.
– Другая, не столь многочисленная, но, пожалуй, самая уязвимая категория – члены семей военнослужащих, погибших или умерших при исполнении воинского долга. Как организована работа по социальному обеспечению и дополнительной поддержке этих граждан?
– Члены семей военнослужащих, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы, всегда были и остаются объектом особой заботы государства. В работе с ними участвуют органы военного управления, военной прокуратуры, а также региональная власть. Она предполагает не только необходимое нормотворчество, но и тесное взаимодействие с членами семей военнослужащих – детьми, родителями и вдовами или вдовцами погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы.
В свою очередь Минобороны России готовит законопроект о совершенствовании пенсионного обеспечения членов семей военнослужащих или сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей. Кроме того, по результатам выездного совещания секретаря Совета Безопасности в Сибирском федеральном округе руководителям субъектов региона рекомендовано рассмотреть возможность принятия дополнительных мер по адресной социальной поддержке членов семей военнослужащих.
Системная работа заинтересованных ведомств совместно с органами государственной власти всех уровней по решению имеющихся социально-экономических проблем будет способствовать созданию для военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы, и гражданского персонала комфортных условий проживания и повышению качества их жизни. А это в свою очередь позитивно отразится на морально-психологическом состоянии войск и повысит качество выполнения возложенных на них задач в интересах обороны и безопасности государства.