Совет Безопасности Российской Федерации

Россия в 2020 году председательствует в Организации Договора о коллективной безопасности

16 июля 2020 года
НУРГАЛИЕВ Р.Г.

В настоящее время в ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Ключевым положением договора является возможность коллективной защиты государств-участников Организации в случае агрессии в отношении одного из них. О том, как организовано сотрудничество в рамках ОДКБ, как взаимодействуют партнеры в условиях пандемии коронавируса и о перспективах развития ОДКБ в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель Cекретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев

Рашид Гумарович, в этом году Россия является председателем в Организации Договора о коллективной безопасности. Как в настоящее время оценивается взаимодействие стран ОДКБ по линии советов безопасности?

- Советы безопасности стран ОДКБ в постоянном режиме в двустороннем и многостороннем форматах сотрудничают по вопросам, связанным с противодействием вызовам и угрозам безопасности. Ведем совместную борьбу с терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, нелегальной миграцией, взаимодействуем по вопросам информационной безопасности, крепнет военное и военно-техническое сотрудничество.

Взаимодействуют ли советы безопасности стран ОДКБ по вопросам биологических угроз, в частности по противодействию распространения коронавирусной инфекции?

- Пандемия коронавируса еще больше сплотила наши страны и советы безопасности в борьбе против существующих угроз.

В телефонном и телекоммуникационном режимах было организовано постоянное взаимодействие профильных организаций – санитарноэпидемиологических и медицинских служб, миграционных структур, регуляторов в сфере авиатранспорта и туризма, решались вопросы по линии министерств по чрезвычайным ситуациям и министерств обороны.

Со стороны России оказывается гуманитарная помощь нашим партнерам, в частности в поставке наборов тест-систем для выявления заражений коронавирусом COVID-19.
В Республику Армения доставлены передвижные лаборатории и тест-системы для обследования личного состава Вооруженных Сил Армении и 102-ой российской военной базы.

В рамках совершенствования системы коллективной безопасности с учетом нового вида угроз готовы предложить нашим союзникам рассмотреть вопрос включения в состав специальных сил и средств ОДКБ медицинских подразделений и сил радиационной, химической и биологической защиты.

В условиях возросшей военно-политической нестабильности в мире и приграничных с зоной ответственности ОДКБ регионах требуется ли, по Вашему мнению, усиление силовой составляющей Организации?

- Как вы справедливо отметили, военно-политическая обстановка в мире и приграничных с зоной ответственности ОДКБ регионах остается нестабильной и имеет тенденцию к дальнейшему обострению.

В этих условиях созданные в Организации Договора о коллективной безопасности коллективные силы на сегодняшний день обладают достаточным потенциалом для решения возложенных на них задач. Вместе с тем особое внимание в перспективе будет уделено их оснащению современными образцами вооружения и военной техники, а также системами управления и связи. Все эти вопросы нашли отражение в плане развития военного сотрудничества ОДКБ на очередные пять лет.

Продолжится практика проведения военных учений, в ходе которых будут отрабатываться новые формы и способы применения коллективных сил, которые позволят повысить эффективность решения поставленных задач группировками войск ОДКБ.

По оценке Совета Безопасности России насколько можно назвать действенными коллективные механизмы военно-технического и военно-экономического сотрудничества между странами ОДКБ?

- Соглашение по развитию военно-технического сотрудничества между странами ОДКБ, заключенное еще в 2000 году, предусматривает взаимные поставки продукции военного назначения на льготных условиях.

Динамика таких поставок заметно растет. При этом, за второе десятилетие со времени вступления соглашения в силу, существенно изменилась структура поставок: наряду с запасными частями к вооружению и военной технике осуществляются поставки готовых образцов вооружений, в том числе высокотехнологическая продукция.

Продолжается формирование единой военно-технической политики в вопросах оснащения сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ современными и совместимыми образцами вооружения и военной техники.

Важно то, что такое взаимодействие осуществляется на взаимовыгодных для всех государств – членов Организации условиях.

В сфере развития военно-экономического сотрудничества регламентированы вопросы создания в ОДКБ межгосударственных научно-производственных объединений по выпуску продукции военного назначения и организации сотрудничества государств – членов Организации в области ее разработки, производства, ремонта и модернизации, а также организации и проведения совместных НИОКР по ее созданию и модернизации.

Может ли ОДКБ участвовать в миротворческих операциях под эгидой ООН? Если да, участвуют ли в какой-либо из горячих точек миротворческие силы Организации?

- К настоящему времени миротворческие силы ОДКБ не принимали непосредственного участия в миротворческих операциях, проводимых ООН.

Вместе с тем следует отметить, что в целом миротворческие силы ОДКБ отвечают основным требованиям и стандартам ООН, как по структуре, так и по уровню их готовности к действиям по предназначению. Уверен, что дальнейшее совершенствование миротворческого ресурса Организации будет способствовать повышению ее авторитета на международной арене.

В целях осуществления практического взаимодействия с департаментом ООН по поддержанию мира планируется пригласить представителей ООН в качестве наблюдателей на командно-штабное учение с миротворческими силами ОДКБ «Нерушимое братство – 2020» на территории Республики Беларусь.

Кроме того, предусмотрено совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей миротворческую деятельность ОДКБ. В интересах развития миротворческих сил ОДКБ и поддержания их готовности к проведению миссий, в том числе под эгидой ООН, планируется уточнение структуры и состава миротворческих сил, подготовка контингентов государств – членов ОДКБ по программам и методикам, соответствующим стандартам ООН.

Помимо ООН есть ли взаимодействие у ОДКБ с другими международными организациями?

- Такое сотрудничество предусмотрено уставом ОДКБ. Разумеется, ООН играет центральную, координирующую роль и поэтому является главным партнёром ОДКБ. Это взаимодействие строится на прочной договорно-правовой основе и охватывает основные направления противодействия современным вызовам и угрозам.

Кроме того, ОДКБ активно взаимодействует с Содружеством Независимых Государств и Шанхайской организацией сотрудничества. Эффективное взаимодействие налажено между ОДКБ и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Его примером является участие наблюдателей ОБСЕ в ежегодных мероприятиях постоянно действующей Региональной антинаркотической операции в формате ОДКБ «Канал».

ОДКБ открыта к тесному взаимодействию со всеми заинтересованными международными и региональными организациями, действующими в сфере безопасности, и одной из влиятельных таких организаций рассматривает НАТО.

Ждет ли когда-нибудь в перспективе, по Вашему мнению, расширение ОДКБ? Насколько замкнута в себе эта организация?

- В настоящее время в связи со сложной международной обстановкой и значительным расширением спектра вызовов и угроз всё больше акцентируем внимание на взаимодействии с внешними партнерами, не являющимися членами ОДКБ, а также с международными организациями. Мы исходим из того, что для решения задач стоящих перед мировым сообществом по противодействию новым вызовам и угрозам необходимо консолидировать потенциалы и усилия всех государств, международных и региональных организаций.

Наша Организация является открытой международной структурой, готовой подключить заинтересованных внешних партнеров к отработанным за годы существования ОДКБ механизмам взаимодействия и путем синергии потенциалов, опыта и знаний сотрудничать в интересах укрепления международной и региональной безопасности.

Более того, уставом ОДКБ предусмотрено, что членом Организации может стать любое государство, которое разделяет ее цели и принципы. Заинтересованные в сотрудничестве с ОДКБ страны могут получить статус партнеров ОДКБ либо наблюдателей при организации.

Чаще всего, говоря об угрозах странам ОДКБ, речь идет о террористической опасности со стороны Афганистана. Какова сегодня ситуация на таджикско-афганском направлении?

- Не секрет, что после решительных действий сирийского правительства, при поддержке и помощи со стороны Российской Федерации удалось нанести террористической организации ИГИЛ (запрещена в РФ) серьезные потери и освободить большую часть Сирии от боевиков, разрушить инфраструктуру и систему управления террористов. Однако террористы активизировались на севере Афганистана, вынашивают планы проникновения в соседние государства Центральной Азии.

В результате значение таджикско-афганского участка внешней границы государств – членов ОДКБ как антитеррористического буфера значительно возросло.

Для стабилизации обстановки на таджикско-афганском направлении принимаются дополнительные меры политического и военного характера, совершенствуется взаимодействие международных и региональных организаций. На территории Республики Таджикистан создается военная инфраструктура, отрабатываются новые способы и методы борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и нелегальной миграцией, завершается разработка проекта целевой межгосударственной программы ОДКБ по укреплению участков таджикско-афганской границы.

Известно, что на стороне террористических организаций, действующих на территории Афганистана, Сирии, иных стран воюют граждане и России, и Таджикистана, и других государств ОДКБ. Как противостоять наемничеству? Возможно ли прекратить действие вербовщиков в границах наших стран?

- Данный вопрос давно находится в поле зрения ОДКБ. Так, в формате ОДКБ проводится специальная операция «Наёмник», предусматривающая перекрытие каналов вербовки, въезда и выезда граждан для участия в террористической деятельности и нейтрализации ресурсной базы международных террористических организаций на пространстве ОДКБ.

В рамках проведенной международной операции под эгидой ОДКБ в прошлом году было задержано около 100 лиц, причастных к террористической деятельности, проверено более 250 тысяч человек, 61 человек объявлен в международный розыск.

Считаем целесообразным практиковать проведение подобных операций в дальнейшем.

Также сохраняет свою актуальность формирование в рамках ОДКБ единого списка организаций, признанных террористическими. Мы надеемся, что наши партнеры из Армении и Белоруссии ускорят внесение необходимых для этого изменений в свои национальные законодательства.

Национальную безопасность любого государства в любом регионе мира подтачивает нелегальная миграция, влекущая за собой и рост преступности, и негативные изменения на рынке труда, и потрясения в обществе. Как защищены страны ОДКБ от этого явления?

- В рамках ОДКБ проводится операция «Нелегал». Её задача – вычленить из громадного числа эпизодов, связанных с движением мощных миграционных потоков на просторах Евразии, те, которые предпринимаются с целью преступить закон, реализовать криминальные схемы, воспользовавшись традиционно тесными и многообразными связями, сохраняющимися между государствами на постсоветском пространстве.

В прошлом году было перекрыто несколько каналов незаконной миграции из Южной и Юго-Восточной Азии через территорию государств – членов ОДКБ в страны Евросоюза, пресечено свыше 159 тысяч нарушений миграционного законодательства, в том числе, выявлены иностранные граждане, длительное время уклоняющиеся от выезда из наших государств.

В ходе операции «Нелегал-2019» задержано более тысячи лиц, находившихся в розыске, более 8 тысяч иностранных граждан выдворены и депортированы из государств ОДКБ в административном порядке. Правоохранительными органами Казахстана, Киргизии и России возбуждено почти 7 тысяч уголовных дел за организацию незаконной миграции.

Подразделениями финансового мониторинга Белоруссии и России выявлено более 2 тысяч подозрительных финансовых операций, произведенных иностранными гражданами.

Важным результатом взаимодействия наших стран в миграционной сфере является тот факт, что пространство ОДКБ все в меньшей степени используется в качестве транзитной территории незаконными мигрантами из третьих стран, направляющихся в страны Европейского союза.

Как осуществляется взаимодействие стран ОДКБ в области обеспечения информационной безопасности?

Информационные ресурсы государств-членов ОДКБ все чаще становятся объектом постоянных противоправных посягательств со стороны хакерских группировок и отдельных злоумышленников. Негативные последствия разного рода кибератак носят уже не локальный, а глобальный характер.

В этой связи безопасное и надежное функционирование информационных ресурсов, систем управления и связи в зоне ответственности ОДКБ рассматривается как один из важных аспектов национальной безопасности и суверенитета, устойчивого развития экономики и социальной сферы государств – членов ОДКБ.

В рамках ОДКБ создана целостная система и реализуется комплекс взаимоувязанных мер и мероприятий, в том числе в рамках операции постоянного действия по противодействию преступлениям в информационной сфере «ПРОКСИ».

Конечно же, для решения такого важного вопроса нужны грамотные специалисты. С 2011 года в Российской Федерации сначала на базе МГУ имени М.В.Ломоносова, а затем МИФИ для государств – членов ОДКБ проводится безвозмездное обучение по программам повышения квалификации по специальности «информационная безопасность».

Секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев, встречаясь со своими партнерами, секретарями совбезов из стран ОДКБ, не раз поднимал тему взаимодействия наших правоохранительных органов и спецслужб в вопросах противодействия незаконному обороту наркотиков. Какова сейчас наркоситуация в зоне ответственности ОДКБ?

- В зоне ответственности ОДКБ создана устойчивая система парирования наркоугроз.

Ежегодно проводится антинаркотическая операция «Канал». С 2003 года из незаконного оборота в ходе операции изъято более 400 тонн различных видов наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Проведен ряд тактико-специальных учений с подразделениями специального назначения антинаркотических служб и органов внутренних дел под условным наименованием «Гром» на территории России, Таджикистана, Киргизии.

Рейдовые группы спецназа государств – членов ОДКБ участвовали в горно-полевых выходах на особо сложных участках государственной границы в рамках операций «Канал-Южный капкан» и «Канал-Патруль» в Шуробадском районе Таджикистане и Алайском районе Кыргызстана.

В целом наша работа строится на основе положений Антинаркотической стратегии государств – членов ОДКБ на 2015 – 2020 годы.

В этом году истекает срок действия этого программного документа. В этой связи в рамках реализации приоритетов Российской Федерации в период ее председательства в ОДКБ разработан проект новой Антинаркотической стратегии на период до 2025 года. В этом документе учтены все особенности современных угроз, исходящих от незаконного оборота наркотиков. В настоящее время осуществляется его подготовка к внесению на рассмотрение глав государств на очередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ.