Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.Патрушева газете "Известия"

1 октября 2008 года

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев:

"Мы предупреждали: Саакашвили ведет себя неадекватно"

 Укреплять свою безопасность Россия должна на всех направлениях: и в Арктике, и на Кавказе, и на европейском рубеже,  к которому стремительно приближается НАТО, - об этом секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев рассказал шеф-редактору "Известий" Елене Овчаренко.  

вопрос: Это первое большое интервью, которое вы даете как секретарь Совета безопасности. После вашего назначения на эту должность  появились комментарии, что роль Совбеза в системе органов власти будет расти. Насколько это соответствует действительности?

ответ: Совет безопасности всегда занимал важное место в государственной системе. Это конституционный орган, отвечающий за коллегиальную подготовку решений по вопросам, затрагивающим стратегические интересы нашего государства. Возглавляет его президент России Дмитрий Анатольевич Медведев, который является председателем СБ и  уделяет большое внимание выработке государственной политики в области безопасности.

В состав Совета безопасности, кроме президента России, входят 26 человек, 11 из которых обладают статусом постоянных членов: председатель правительства, главы палат Федерального собрания, руководители администрации президента и аппарата правительства, министр иностранных дел, силовые министры и руководители спецслужб. Остальные 15 - члены СБ с правом совещательного голоса - это полпреды президента в федеральных округах, президент РАН, ряд руководителей министерств и ведомств.

Работа Совбеза идет в форме оперативных совещаний и заседаний. Оперативные совещания, в которых участвуют только постоянные члены, как правило, проводятся один раз в неделю, на них в закрытом режиме обсуждаются принципиальные вопросы текущей внешней и внутренней политики. Заседания обычно проходят раз в квартал. На них вырабатываются решения по стратегическим проблемам развития государства.

Недавно, как вы знаете, состоялось заседание, посвященное вопросам Арктики.

в: Что решили по Арктике и как эти итоги заседания восприняты западными партнерами?

о: В настоящее время все больше понимают, что Арктика является стратегически важным регионом. И России необходимо обеспечить защиту национальных интересов на континентальном шельфе, добиться уменьшения разрыва в уровне социально-экономического развития арктических территорий по сравнению с другими регионами, создать условия для сбережения уникального, самобытного уклада жизни коренных народов Севера.

Президентом утверждены Основы госполитики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Это открытый документ. Приоритетным направлением для нас является использование Арктической зоны для решения задач развития страны в стратегической перспективе.

На заседании президент России поставил главную задачу - превратить Арктику в ресурсную базу России XXI века.

Кроме того, необходимо принять федеральный закон о южной границе Арктической зоны России. В ближайшей повестке - международно-правовое закрепление и оформление внешней границы континентального шельфа.

Что касается реакции зарубежных партнеров, то она не всегда однозначна - от понимания нашей взвешенной позиции и стремления России развивать взаимовыгодное многостороннее сотрудничество с приарктическими государствами до открытых необоснованных  обвинений в претензиях на значительную часть Арктики, богатой сырьевыми ресурсами.

Ряд канадских СМИ начали спекуляцию о якобы имеющихся в России планах принять закон о демаркации в Арктике, отдав ему приоритет перед международным правом. Россия привержена международному праву и твердо намерена действовать в рамках существующих многосторонних соглашений и механизмов.

в: Арктика нам в любом случае дорога, но чем именно она богата?

о: В Арктике сосредоточены значительные запасы важнейших ресурсов, прежде всего газа и нефти. По некоторым экспертным оценкам, континентальный шельф может содержать около четверти всех шельфовых запасов углеводородов в мире. В нефтяном эквиваленте это примерно 233 млрд баррелей разведанных и 166 млрд баррелей неразведанных ресурсов.

В перспективе все эти запасы должны быть использованы для решения проблемы глобальной энергетической безопасности. И при этом необходимо учитывать интересы коренных народов Севера, а также экологические требования и стандарты.

В арктических районах также сконцентрирована добыча многих стратегически важных цветных, редких и драгоценных металлов: меди, никеля, кобальта, висмута, рения, золота, платины.

в: На примере проработанности вопроса по Арктике становится понятным, что Совбез глубоко вникает в проблемы, используя научный системный анализ. Кто ваши эксперты?

о: При Совете безопасности действует научный совет. В нем работают свыше 60 ведущих российских ученых, академиков, директоров крупнейших университетов и НИИ страны, представляющих научную элиту России, в том числе в области обеспечения национальной безопасности.

в: США и страны Европы, признавшие независимость Косово, отрицают, что их действия могут рассматриваться в качестве универсального прецедента. Россия, напротив, всегда подчеркивала, что раскол Сербии не может не послужить своего рода примером для сепаратистских движений. Изучался ли на экспертном уровне в СБ вопрос, насколько серьезным окажется реальное влияние этого события  в долгосрочной перспективе?

о: Косово - такой же сложный регион, как и многие другие, где действуют сепаратистские движения. И у него, впрочем, как и у остальных подобных, есть свои особенности, в том числе культурно-исторические и религиозные.

При этом албанцы утверждают, что территория принадлежит им по принципу этнического права, так как они составляют большинство населения. Но сербы основываются на принципе исторического права - в XIII веке ядро сербского государства, его политико-экономический центр находился именно в Косово.

Религиозный и культурный расцвет Сербского королевства тоже был связан с этим регионом. Причем в Конституции Сербии закреплено официальное деление края на собственно Косово и Метохию. В Метохии, что в переводе означает "монастырская земля", расположено большое количество православных святынь. И сербы обоснованно заявляли, что эта земля исторически и духовно принадлежит им. Во время Второй мировой войны именно сербские партизаны в тяжелых боях освободили эту территорию.

Вместе с тем без учета исторических, религиозных и социально-культурных факторов США с самого начала приняли сторону албанцев. В 1999 году войска НАТО без санкции ООН начали военную операцию. При этом были нарушены основополагающие принципы международного права: нерушимости границ и территориальной целостности.

В нарушение резолюции Совета Безопасности ООН № 1244, а также несмотря на то что новое сербское правительство на протяжении последнего времени занимало конструктивную позицию на переговорах по определению статуса края, независимость Косово была провозглашена и признана рядом государств. В результате был создан прецедент, об опасности которого Россия неоднократно предупреждала.

Вопреки утверждениям об "уникальном" характере этого конфликта косовский опыт уже оказывает существенное влияние на международную политику. Он создает угрозу для полиэтнических государств, в которых остро стоит национальный вопрос. Ссылаясь на пример Косово, об активизации борьбы за самоопределение своих народов готовы заявить лидеры сепаратистских движений в Испании, Канаде, Великобритании, Франции, Китае, Турции.

В самом Косово ситуация также накаляется. Косовские албанцы, добившись своих целей, все меньше ощущают себя связанными какими-либо юридическими или моральными обязательствами в отношении сербов.

в: После того как мы сами были вынуждены признать независимость Абхазии и Южной Осетии, некоторые аналитики предполагают, что позиция России по Косово также может быть пересмотрена.  

о: Выстраивая внешнюю политику, мы всегда стремимся к последовательности и сбалансированности. Россия выступала и выступает за неуклонное соблюдение основополагающих принципов международного права.

Однако это не значит, что мы должны были спокойно смотреть, как власти Грузии под прикрытием принципа территориальной целостности совершают геноцид, массовое убийство наших граждан, миротворцев. Согласно Декларации 1970 года, принцип территориальной целостности распространяется на государства, соблюдающие принцип равноправия и самоопределения народов, которые имеют правительства, представляющие весь народ, проживающий на данной территории. С точки зрения общечеловеческой морали и с учетом своих международных обязательств мы не могли не встать на защиту народов Южной Осетии и Абхазии. Режим Саакашвили нарушил международное гуманитарное право и сам поставил крест на территориальной целостности Грузии.

в: Что будет, если США все-таки  втянут Украину и Грузию в НАТО?

о: Если на момент создания НАТО в него входили 12 государств, ко времени распада СССР - 16, то сейчас в нем насчитывается уже 26 государств. Процесс расширения альянса - это серьезный фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у России есть полное право спросить: против кого усиливается НАТО?
По нашим оценкам, в настоящее время США и НАТО проводят курс на закрепление и наращивание своего военного присутствия в Восточной Европе с целью достижения военно-стратегического превосходства над Россией.

Грузия и особенно Украина в случае их вступления в альянс могут стать удобным плацдармом для развертывания крупных ударных сухопутных, авиационных и военно-морских группировок, оснащенных высокоточным и тактическим ядерным оружием.

Потенциальное размещение на территории Украины таких вооружений придаст им стратегический характер, поскольку в зоне поражения окажутся критически важные военные и экономические объекты в Европейской части России, включая элементы государственного и военного управления.

Подобные действия американцев могут привести к усилению взаимного недоверия и раскручиванию гонки вооружений, к чему мы, замечу, не стремимся.
Мы заинтересованы в поддержании нормальных, добрососедских отношений. Тем более что с Украиной мы связаны кровными узами -  там у многих россиян живут родственники и наоборот. Но политическая ситуация в этой стране сегодня достаточно неопределенная. И в ней могут и должны разобраться сами украинцы, без вмешательства извне, несмотря то, что на местных политиков давят, навязывая им непопулярные решения. 

в: "Известия" писали о том, что Саакашвили спутал далеко идущие планы США по нанесению с территории Грузии ракетно-бомбовых ударов по Ирану. Как вы относитесь к такой версии?

о: Если США и решатся начать вооруженную агрессию против Ирана, то Грузия - не единственное место, откуда они теоретически могут его атаковать. Хотя ваша версия тоже имеет право на существование. И в выступлении президента США на Генеральной Ассамблее ООН прозвучали слова признательности Грузии и Украине за "смелость и... жертвенность".

В случае принятия решения о нанесении ракетно-бомбовых ударов по Ирану США потребуются верные союзники. И если Грузия будет втянута в войну, то возникнут и дополнительные угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

в: Насколько детально Запад отслеживал подготовку Саакашвили к агрессии?

о: Саакашвили развязал конфликт не спонтанно. Как подтвердил бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили, планы вооруженного нападения готовились давно. В этом грузинскому президенту активно помогали многие страны: вооружали, обучали, оказывали финансовую помощь, то есть создавали необходимую инфраструктуру и подталкивали к принятию решения.

Если находившиеся тогда в Тбилиси многочисленные американские специалисты были проинформированы о готовящейся агрессии, то прав глава МИД Франции Бернар Кушнер, допускающий, что США являлись участником конфликта. Кстати, похожие мнения звучали и в обеих палатах американского конгресса на проведенных там специальных слушаниях.

Сегодня объективная информация о грузинской агрессии, основанная на достоверных фактах, уже известна нашим американским и европейским партнерам. Очевидно, что нападение Грузии на Южную Осетию по форме было этнической чисткой, что само по себе говорит об уровне демократичности современного грузинского государства. Тем более удивляют продолжающиеся попытки некоторых политиков защитить агрессора. Хочется думать, что это всего лишь понятное нежелание признать свою ответственность за "грузинскую ошибку".

Однако предложения России ввести эмбарго на поставку вооружений режиму Саакашвили не нашли поддержки в Совете Безопасности ООН. Более того, мы видим, как американские деньги вновь используются для милитаризации Грузии. Задаешься вопросом: неужели нынешнее руководство США хочет повторения трагедии?

Мы неоднократно предупреждали, что Саакашвили доверять нельзя, этот политик часто ведет себя неадекватно, а в определенных условиях может стать вообще неуправляемым. Наши предостережения подтвердились, но его по-прежнему поддерживают.

в: Не хочется повторять, что "во всем виноваты американцы", однако мировой финансовый кризис начался именно за океаном. Удастся ли России его пережить с минимальными потерями?

о: Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев  сказал, что "американцы подставили почти всех". И, конечно, кризис не миновал и Россию.

И все же в целом ситуация в российской экономике стабильна, и есть все основания для продолжения экономического роста. В стране за последние годы создан большой внутренний экономический потенциал и запас прочности, в том числе и в финансовой сфере, позволяющий оперативно решать проблемы, возникающие в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

И еще один важный момент. После августовских событий стало очевидно, что мир перестал быть однополярным. Идет формирование новой многополярной мировой политической модели, в которой наряду с Россией активную роль занимают европейские государства, особенно Франция, Италия, Германия, а также Китай, Индия, государства Латинской Америки.

В своем недавнем выступлении глава государства подчеркнул, что нельзя пренебрегать механизмами ООН и ее Совета Безопасности, и предложил поработать над выстраиванием новой системы общеевропейской безопасности.

Его поддержал Николя Саркози, заявив на Генеральной Ассамблее ООН, что Европа намерена строить с Россией совместное будущее и хочет быть партнером, в том числе и в рамках возможного единого экономического пространства.

И мы готовы к равноправному, конструктивному сотрудничеству с другими странами, в том числе и с США.

Елена Овчаренко