Совет Безопасности Российской Федерации

Интервью помощника Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Ю.Т.Аверьянова: "Если народ видит, что на полках магазинов нет ничего, — вот вам и голодный бунт" (издание "Газета", №27 от 16 февраля 2010 года)

16 февраля 2010 года

В начале февраля президент России Дмитрий Медведев утвердил Доктрину продовольственной безопасности. Это принципиально новый для России документ. В нем впервые ставится задача выйти на практически 100-процентное самообеспечение ключевыми продуктами питания.

В документе прописаны четкие показатели, к которым отечественное сельское хозяйство должно прийти к 2020 году. По многим пунктам, например по зерну, план уже сейчас даже перевыполнен, однако в других отраслях все не так оптимистично. О том, как правительство заставит отечественного производителя победить дешевый экспорт и как накормить всех голодных, обозревателю "Газеты" Анастасии Новиковой рассказал помощник секретаря Совета безопасности по экономическим вопросам Юрий Аверьянов, который курировал подготовку доктрины.

Использовался ли при подготовке новой доктрины тот законопроект о продовольственной безопасности, который готовился еще в 1997 году? Известно, что тогда Борис Ельцин наложил на него вето.

Решение президента Ельцина наложить на него вето в тот период было достаточно справедливым, потому что иначе нормативно правовая база потребовала бы полного изменения. А это затрагивало практически все сферы деятельности, ведь продовольственная безопасность является ключевым элементом в системе. Если не будет продовольственной безопасности, мы не обеспечим ни военную безопасность, ни политическую стабильность. Если народ видит, что на полках магазинов нет ничего, - вот вам и голодный бунт.

Но при разработке доктрины мы не руководствовались старым законопроектом, мы пошли по новому пути. Мы признаем, что у современного сельского хозяйства есть серьезные недостатки: сокращаются пахотные земли и в целом сельхозугодья, большой перекос в производстве сельхозпродукции. В общем, вся цепочка не систематизирована - и закупка, и перевозка, и хранение. Поэтому мы рассматривали продовольственную безопасность не только как продовольственную независимость. Мы позаботились о физической и экономической доступности продовольствия и его качестве. Теперь правительство к 1 апреля должно разработать основы политики продовольственной безопасности в России, то есть план реализации данного документа.

Эксперты считают, что добиться тех показателей, которые заложены в доктрине, сельское хозяйство само не сумеет. Ему должно помочь государство путем прямого субсидирования или снижения ставок по кредитам. Какой из этих путей будет удачнее?

В Доктрине продовольственной безопасности четко определено, что наше стремление в ВТО сохраняется и оно будет способствовать реализации поставленных в документе целей. Министерство сельского хозяйства подсчитало долю отечественной продукции в общем объеме ресурсов внутреннего рынка. По зерну уже в 2008 году мы обеспечивали внутренний спрос на 99,1%, в 2009-м - на 99,4%, а к 2020 году мы ставим цель 95%. То есть потребность в зерне мы уже закрыли. Также уже выполнен план по картофелю. По другим позициям, например по сахару и маслу, есть вопросы. Когда есть картошка, зерно, тогда увеличивается производство крупного рогатого скота и других видов животных. Если будут разработаны последовательная система дотаций и субсидирование ставок и другие механизмы, мы сможем защитить своего товаропроизводителя.

При этом важно придумать такие механизмы защиты, которые не консервировали бы низкую производительность труда. Сегодня мы можем поставить очень жесткие квоты на поставку птицы, говядины, свинины, можем повысить пошлины так, что будет невыгодно везти продукцию из-за рубежа. Тогда отечественные производители будут зарабатывать большие деньги за счет низкой производительности труда. Если мы пойдем по пути дотирования сельхозпроизводителей, то взамен мы должны требовать повышения конкурентоспособности их продукции.

Не помешает ли создание Таможенного союза реализации доктрины? Ведь одна из его целей - это развитие взаимной торговли. Вот Белоруссия для нас является крупным поставщиком молока, но согласно доктрине мы должны обеспечивать себя молочной продукцией на 90%. Если мы ограничим ввоз молока из Белоруссии, не вызовет ли это новую молочную войну?

Войны в Таможенном союзе при определенных критериях и жестких договоренностях просто исключены. В соответствии с договоренностями вся продукция, которая производится на территории той или иной страны, является беспошлинной для членов данного союза. В Белоруссии сегодня молоко более конкурентоспособно. Но там дотационность на продукцию сельского хозяйства, в том числе и на молоко, достаточно высокая.

Мы должны решить вопрос с субсидированием своего молочного производства. Согласно нацпроекту "Развитие агропромышленного комплекса" мы позволили закупать крупный рогатый скот, выделили соответствующие средства, процентную ставку помогали выплачивать, но заготовка молока не проводилась. В итоге многие товаропроизводители просто его сливали, особенно в Курской области. Значит, нужно разрабатывать другой механизм поддержки.

Практика показывает, что импортная говядина дешевле, чем российская. Имеет ли смысл доводить собственное производство до 85%?

Эти цели установлены на 2020 год. На их достижение отведено достаточно много времени, но вместе с тем его мало. Если у нас будет очень высокая цена на эту продукцию, мы никоим образом не обеспечим нашу безопасность. Мы тогда будем перекачивать средства, в том числе из карманов граждан, на это направление. Это не выход. Значит, экономически нужно заставить сельхозпроизводителя давать гражданам более качественную и менее затратную продукцию. В противном случае он должен уходить с рынка.

Если бы в доктрине поставили более простую цель, например к 2020 году самостоятельно обеспечивать себя мясом только на 70%, то мы рисковали бы остаться без 30% необходимой продукции. Кризис далеко еще не закончился, и его окончание в ближайшее время под большим вопросом. Снизились доходы населения, люди стали меньше потреблять. Соответственно, производство сельской продукции упало, цены упали и на зерно, и на молоко - на все. Объемы производства сокращаются, а проблемы с обеспечением продовольствием увеличиваются. И что делать? Нам эти 30% просто никто не продаст.

Причем в доктрине не утверждается, что импорт вообще не нужен. Качественная импортная продукция нужна. Тем более что у нас многие овощи и фрукты просто не растут. Критерии установлены по основным видам продовольствия, без которых невозможно обеспечить безопасность.

В доктрине отдельная часть посвящена генно-модифицированным продуктам, ставится задача исключить их бесконтрольное распространение. Как будет осуществляться этот контроль? Появится ли маркировка на всех продуктах питания?

Вред от применения генно-модифицированных организмов (ГМО) пока научно не доказан. С ростом спроса необходимо его покрывать все новыми объемами производства, и в других государствах ГМО давно и очень широко используются для решения этих задач. Доктрина предписывает не только увеличивать производство основных видов продовольствия, но и развивать машиностроение, прежде всего сельхозтехнику. Без этого мы не сможем достичь поставленных показателей. Кроме того, необходимы новые энергетические технологии, новые инновационные продукты, которые дадут более высокие урожаи, более качественную переработку продукции.

Создание генно-модифицированной продукции - это один из путей инновационного развития сельского хозяйства. Но каждый гражданин в соответствии с Конституцией имеет право на информацию, и он вправе решать, какое продовольствие ему потреблять. Поэтому на каждой упаковке будет стоять специальная маркировка, указывающая на наличие или отсутствие ГМО.

В доктрине поставлена задача создать механизмы оказания адресной помощи малообеспеченным группам населения, которые не могут себе позволить полноценное питание.

Как на практике государство накормит всех голодных?

Речь идет о том, чтобы ввести нормы социального питания.

К концу 2010 года Минздравсоцразвития закончит разработку политики здорового питания.

На ее основании будут пересмотрены в целом нормы питания.

Главный вопрос - как совместить новые нормы питания с потребительскими корзинами, которые утверждаются отдельно для каждого региона. Если доктрина будет реализована, продукты питания будут в том же ассортименте доступны и на далеком Севере, и в Москве. Это должны обеспечить регулирующие органы, прежде всего исполнительной власти.