Тезисы выступления Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации И.С.Иванова на Общероссийской общественной конференции "Проблемы укрепления национальной и общественной безопасности России. Роль институтов гражданского общества" (г.Москва, 1 декабря)
1 декабря 2005 годаУважаемые коллеги!
В XXI век мир вступил с грузом серьезных проблем в области безопасности. Наряду с такими "классическими" проблемами ХХ века, как региональные кризисы и конфликты, все более серьезной угрозой для международной безопасности становятся терроризм, политический и религиозный экстремизм в различных его проявлениях, сепаратизм, незаконный оборот наркотиков, экологические и техногенные катастрофы, угроза распространения оружия массового уничтожения, оргпреступность. В какой бы последовательности эти проблемы ни ставить, совершенно очевидно, что в совокупности они представляют собой мощнейший взрывоопасный потенциал и оказывают непосредственное воздействие на безопасность как отдельных государств, так и международного сообщества в целом.
Эффективно противостоять современным угрозам безопасности, особенно в эпоху глобализации, возможно, с одной стороны, путем дальнейшего расширения и совершенствования международного сотрудничества, а с другой, внутри государств через укрепление взаимодействия между властью и обществом. Вот почему проведение сегодняшней конференции представляется актуальным и своевременным.
Президент России В.В.Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 25 апреля 2005 года следующим образом определил стоящие перед страной задачи: "Народу России предстояло одновременно отстоять государственный суверенитет и безошибочно выбрать новый вектор в развитии своей тысячелетней истории. Надо было решить труднейшую задачу: как сохранить собственные ценности, не растерять безусловных достижений и подтвердить жизнеспособность российской демократии. Мы должны были найти собственную дорогу к строительству демократического, свободного и справедливого общества и государства". В этой связи особую значимость приобрела проблема обеспечения национальной безопасности, без решения которой невозможно успешное реформирование страны.
Несмотря на происшедшие в последние десятилетия коренные изменения в мировой геополитике, мир не стал более безопасным. Поэтому наряду с активной внешней политикой, направленной на решение проблем международной безопасности, мы будем продолжать усилия по укреплению обороноспособности страны. Россия должна быть готова, в том числе к вооруженной защите своих интересов, и иметь для этого силы и средства, способные выполнить указанную задачу. Решение вопросов военной безопасности требует системного подхода и жесткой увязки с экономическими возможностями страны.
Основные приоритеты развития военной организации государства на 2006-2015 гг. были определены Советом Безопасности Российской Федерации. Это:
- сбалансированное и скоординированное развитие всех элементов системы сил и средств обеспечения обороны и безопасности государства;
- совершенствование системы военного планирования на основе программно-целевого метода;
- сохранение на минимально достаточном уровне потенциала стратегических сил сдерживания, в том числе стратегических ядерных сил в трех компонентах, для выполнения задачи обеспечения стратегического сдерживания крупномасштабной агрессии против Российской Федерации и ее союзников;
- формирование оптимального состава группировок Вооруженных Сил и других войск, адекватных их целевому назначению и уровню военных угроз;
- модернизация и поддержание вооружения и военной техники (ВВТ) в боеготовом состоянии, разработка и принятие на вооружение новых образцов и систем ВВТ;
- последовательное перевооружение Вооруженных Сил и других войск новыми образцами и система ВВТ;
- создание межведомственных унифицированных систем технического, тылового обеспечения, подготовки кадров и военного образования;
- и некоторые другие.
Важным вопросом в обеспечении национальной безопасности России является защита ее экономической безопасности.
На современном этапе развития России ее национальные интересы в сфере экономики концентрируются в направлении:
- обеспечения способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;
- создания условий для повышения уровня и качества жизни населения, его неуклонного приближения к стандартам развитых стран;
- повышения конкурентоспособности;
- наращивания экономической мощи страны на основе модернизации рыночных институтов.
На этих направлениях в последние годы были достигнуты положительные результаты.
Однако современное положение России, наряду с позитивным влиянием проводимых экономических реформ, характеризуется сохранения угроз, объективно препятствующих дальнейшему ускоренному экономическому развитию страны.
К основным источникам таких угроз можно отнести накопленные диспропорции в структуре экономики, незавершенность структурно-институциональных преобразований, резкое повышение роли внешнего фактора.
По-прежнему сохраняется деформированность структуры российской экономики, выражающаяся в сохранении ее топливно-сырьевой направленности, недостаточном развитии наукоемких и высокотехнологичных производств, особенно в машиностроении.
Сохраняется сильная зависимость развития экономики от экспорта природных ресурсов и, в первую очередь, от экспорта энергоносителей, что делает ее уязвимой от колебания цен на внешнем рынке. Не преодолена негативная тенденция старения производственных фондов.
Сохраняются реальные предпосылки утраты продовольственной безопасности страны.
Весьма острыми остаются социальные проблемы. Число граждан с доходами ниже прожиточного минимума составляет более 1/5 всего населения страны. Соотношение доходов 10% самых обеспеченных людей и 10% "обездоленных" составляет практически 15:1.
Обостряется демографическая обстановка.
Не меняется к лучшему экологическая ситуация в стране. В регионах экологического бедствия и повышенного экологического риска проживает треть населения страны. На территории страны около 100 тыс. опасных производств, более 3 тыс. химических и биологических объектов высокой опасности.
Сохраняющаяся существенная дифференциация в уровне социального и экономического развития регионов России имеет своим следствием нарастание межрегиональных противоречий.
В этой связи задача удвоения объема ВВП за десятилетие, поставленная Президентом Российской Федерации, является, по сути, ключевой в процессе обеспечения экономической безопасности государства.
Целостный и системный подход к обеспечению национальных интересов в сфере экономики является необходимым условием для принятия своевременных, выверенных, взаимосвязанных и эффективных мер, в том числе законодательного характера, по решению как внутренних проблем, так и проблем международного порядка.
За последние годы в России предприняты конкретные организационные и правовые меры, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, что позволило в определенной степени снизить террористическую активность на территории нашей страны.
Однако иллюзий здесь быть не должно. Террористы продолжают вынашивать планы и будут пытаться проводить акции, направленные на устрашение общества, создание атмосферы нервозности, недоверия властям, их способности надежно защитить гражданина и общество.
Отмечается рост иностранной религиозной экспансии. Инициированная из-за рубежа миссионерская деятельность привела к значительному росту новых религиозных движений (за 10 лет их число выросло с 20 до 69). Значительное количество религиозных объединений действует без государственной регистрации. Обеспокоенность вызывает практически бесконтрольное распространение материалов откровенно экстремистского содержания в виде печатной продукции и через Интернет.
Указанные обстоятельства диктуют необходимость совместными усилиями государства и институтов гражданского общества выработать дополнительные меры, направленные на решение существующих проблем в данной сфере.
Одной из основных задач, помимо повышения эффективности деятельности правоохранительных структур, является совершенствование нормативной правовой базы противодействия терроризму и экстремизму.
Наряду с этим, по нашему мнению, требуются:
- создание общегосударственной системы, способной своевременно реагировать на кризисные ситуации, возникающие в результате не только террористических акций, но и крупных техногенных и природных катастроф;
- вскрытие и изучение корней терроризма, национального, политического и религиозного экстремизма - как основных причин его проявления, - а также поиск путей их нейтрализации. Необходимо бороться с первопричиной, а не со следствием. При этом воспитывать население к непринятию терроризма и экстремизма, развивать и обеспечивать уважение прав и свобод человека;
- совершенствование международной правовой базы борьбы с новыми угрозами и вызовами;
- подрыв финансовой основы терроризма и экстремизма;
- построение эффективной контрпропагандистской системы.
Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень мер, направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом. Надеюсь, что участники конференции выскажут свои предложения.
Другая острая проблема современности - это незаконное распространение наркотиков. Многократно усиливает опасность этого явления тот факт, что значительная часть доходов от наркоторговли используется для финансирования терроризма. Поэтому далеко не случайно вектор террористических угроз по существу совпадает с очагами наркоагрессии.
Общемировая тенденция к обострению наркоситуации с начала 90-х годов реально проявилась и в России. Наша страна все больше втягивается в орбиту международного наркобизнеса, стремящегося активным образом использовать ее территорию не только для транзита, но и в качестве рынка сбыта наркотиков. В результате темпы распространения наркомании приобрели масштабы, непосредственно угрожающие здоровью нации и безопасности государства. Особую тревогу вызывает наркомания среди подрастающего поколения.
Несмотря на некоторые результаты, прежде всего в правоохранительной сфере, достичь коренного перелома в борьбе с этим явлением нам еще не удалось. Пока наблюдается преобладание силовых и запретительных способов решения этой социальной проблемы над профилактическими.
Узким местом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков остается эффективное противодействие легализации доходов, полученных в результате наркоторговли. В последнее время работа в этом направлении заметно оживилась, однако ее результаты пока далеки от ожиданий общества.
Следует признать, что проблему незаконного оборота наркотиков и распространения наркомании, опираясь лишь на силу правоохранительных органов, нам не решить. Позитивного перелома здесь можно добиться только путем консолидации усилий органов государственной власти, институтов гражданского общества, бизнеса и семьи, с тем чтобы поставить эффективный заслон наркоэкспансии и защитить здоровье нации.
Растущую угрозу национальной безопасности представляет увеличение потоков незаконной иммиграции иностранных граждан и лиц без гражданства. По экспертным оценкам, количество нелегальных иммигрантов, находящихся на российской территории, уже превысило 5 млн человек.
Неуклонно растет степень их негативного воздействия на национальный рынок труда, социальную, демографическую и криминогенную обстановку не только на приграничной территории, но и в других регионах России.
Вопросам обеспечения национальной безопасности в пограничной и миграционной сферах и выработке мер реагирования на новые вызовы и угрозы в этих областях был посвящен ряд заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации, состоявшихся в последние 2 года.
Серьезное дестабилизирующее влияние на состояние общественной безопасности страны, ход социально-экономических преобразований, моральную атмосферу в обществе оказывает непрекращающийся рост преступности. За 9 месяцев 2005 года на территории России зарегистрировано более 2,6 млн преступлений, что почти на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Более половины из них - криминальные посягательства на чужое имущество. Из года в год отмечается рост так называемой "уличной преступности". В этом году он составляет около 42%. Не снижается уровень коррупции среди государственных и муниципальных служащих. Продолжают сохраняться тенденции интеллектуализации криминала, повышения его организованности, вооруженности и технической оснащенности.
В связи с этим необходимы адаптация действующего законодательства к изменяющейся обстановке, оптимизация деятельности правоохранительных органов и специальных служб, повышение уровня их профессионализма и согласованная работа всей системы государственных органов и общественных институтов Российской Федерации по профилактике правонарушений.
Еще один аспект, имеющий непосредственное отношение к национальной безопасности, на котором я хотел бы остановиться, - это проблема коррупции. О коррупции можно было бы говорить в начале моего выступления, в середине или в конце. Дело в том, что метостазы этой болезни проникли уже во все сферы нашей жизни. Вот что пишет академик В.А.Мартынов, характеризуя нынешний этап развития нашего государства и общества: "Капитализм в России, по общему признанию, очень незрелый. Он явно не соответствует известным образцам западных стран, характерным даже для времени их индустриальной зрелости. В нем наличествует большое число всякого рода своеобразий и даже аномалий, с которыми надо считаться. И начинать их перечисление приходится со степени коррумпированности, по уровню которой Россию можно сравнить лишь с рядом развивающихся стран. У нас на ее основе сложилась целая подсистема нелегальных, полулегальных и даже легальных институтов по всему кругу отношений бюрократии всех этажей власти, бизнеса (отдельно крупного и сверхкрупного, государственного и частного), выборных органов, вплоть до Думы и граждан России, находящихся в основании этого колеса-круга. Очевидно для всех - аналитиков, политиков и граждан России, что без преодоления коррупции или, по крайней мере, ее низведения с бюрократических высот власти до заурядной нелегальщины дальнейшее продвижение к какому-либо типу цивилизованного общества просто невозможно".
С такими оценками трудно не согласиться. И здесь требуются, если хотите, чрезвычайные меры со стороны государства и гражданского общества, чтобы побороть это зло.
Важно отметить один принципиальный момент: обеспечение национальной безопасности с помощью комплекса защитных мер - направление правильное, но совершенно недостаточное. Без четких социальных ориентиров и соответствующих им политических целей, а также выстроенной на их основе соответствующей стратегии любая система защитных мер окажется неэффективной.
Уважаемые коллеги!
Гражданское общество не только может, но и должно участвовать в реализации мер по укреплению национальной безопасности России. Его развитие является одним из важных условий поступательного движения современных государств, проводящих политическую трансформацию.
В переходный период возникновение в той или иной мере социальной напряженности, как правило, является неизбежным фактором. Поэтому не случайно, что современные зарубежные и отечественные научные разработки темы взаимоотношений государства и общества становятся все более востребованными российской политической практикой. Это обусловлено тем, что основным условием взаимного процветания государства и общества являются партнерские отношения между властью и институтами гражданского общества.
Анализ существующих в настоящее время взаимоотношений государства и институтов гражданского общества показывает, что этот процесс нуждается в серьезном совершенствовании. Надо признать, что доверие населения к государству и государственной политике остается низким. Такое положение не может не беспокоить. Здесь требуется объективный анализ первопричин и выработка мер по развитию таких взаимоотношений.
Как неоднократно заявлял Президент России В.В.Путин, власть, осознавая свою высокую ответственность за судьбы страны, готова к сотрудничеству с гражданским обществом, активному и всемерному содействию в становлении и укреплении его институтов.
Именно эта четкая позиция создает необходимые условия для утверждения новой, партнерской модели взаимоотношений государства и гражданского общества. Но не менее важным является и настрой самого гражданского общества на диалог с властью, готовность находить компромиссы в рамках существующей системы отношений, направленных на регулирование социальной напряженности.
Мною затронуты лишь некоторые актуальные проблемы национальной безопасности и отношений государства и институтов гражданского общества на современном этапе развития российской государственности и формирования новой системы общественных отношений. Надеюсь, что участники конференции в ходе обмена мнениями выскажут новые идеи и предложения по рассматриваемым сегодня вопросам.
Благодарю за внимание.