Совет Безопасности Российской Федерации

ИЗ ИНТЕРВЬЮ Н.П.ПАТРУШЕВА ТЕЛЕКАНАЛУ "РОССИЯ 24"

7 июня 2014 года

Вопрос: Николай Платонович, на недавнем саммите азиатских стран в Шанхае лидеры государств договорились о том, чтобы строить некую совместную архитектуру безопасности в регионе. Насколько я понимаю, речь не о некоем военном альянсе, не об ответе НАТО, а скорее - о неких совместных действиях по противодействию различным угрозам, которые сейчас существуют в Азии.

Н.ПАТРУШЕВ: В Шанхае состоялся саммит - Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Мы привыкли к тому, что если говорим об угрозах, то имеем в виду военные угрозы. Однако сегодня мы говорим о новых вызовах и угрозах, и они приобретают несколько иной характер.

Один из основных вариантов новых вызовов и угроз - это терроризм. С ним сталкиваются во многих странах мира, никто не застрахован. И, конечно, нужно сообща вырабатывать решения, как защищаться от него.

Следующая угроза  - это незаконное распространение наркотиков. Она приобретает всеобъемлющий характер. Нужно думать, как противодействовать данному явлению.

Есть и другие угрозы: в сфере информационной безопасности. Проблемой обеспечения кибербезопасности сейчас озабочены практически все государства мира. Среди вызовов и нелегальная миграция, которая способствует росту организованной преступности.

Сегодня и вчера мы провели консультации по стратегической стабильности с нашим другом, членом Госсовета КНР Ян Цзечи, а также по общественной безопасности, правопорядку и юстиции. Член Политбюро ЦК КПК, председатель Политико-юридической комиссии ЦК КПК Мэн Цзяньчжу выступал нашим основным партнером в этом формате. Говорили как раз о необходимости выработки мер противодействия упомянутым мной вызовам и угрозам.

Вопрос: Председатель КНР Си Цзиньпин говорил, что нужно обязательно бороться с тремя видами зла. Это экстремизм, терроризм и сепаратизм. И сразу же, как провокация на его слова, на следующий день в Урумчи произошел серьезный террористический акт. В борьбе с терроризмом  может пригодиться российский опыт. Происходит ли какой-то обмен между нашими странами?

Н.ПАТРУШЕВ: Правильно Вы отметили, как в Китае понимают три зла. Обозначают их как терроризм, экстремизм и сепаратизм.

Мы должны отметить, что Россия с терроризмом столкнулась не понаслышке, непосредственно у себя в стране. Нам удалось террористическую активность, - а в основном она исходит извне, - изжить. Но проблема остается для нас по-прежнему актуальной.

Китай раньше не сталкивался с этой угрозой. Но в последнее время столкнулся. Мы должны реально определять, откуда она исходит. Поэтому очень важно взаимодействие специальных служб, правоохранительных органов. В настоящее время мы в составе делегации имели представителей  ФСБ,  МВД, Минобороны, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков на уровне заместителей руководителей этих ведомств. Много говорили и о противодействии терроризму. Считаем, что угрозы исходят с территории Афганистана, где существуют лагеря по подготовке террористов, включая террористов-смертников. Набираются туда люди самых различных национальностей, в том числе - уйгуры, которые имеют непосредственное отношение к Китаю. Синьцзян-Уйгурский автономный район является тем направлением, на которое сейчас террористы нацелили своё жало. Конечно, наши китайские друзья надеются, что с учетом имеющегося у нас опыта мы окажем им практическое содействие.

Вопрос: Обсуждали ли Вы с Вашими китайскими коллегами ситуацию на Украине. Какую позицию сейчас Китай занимает? Нейтральную или скорее в поддержку России. О чем вы говорили и в каком контексте?

Н.ПАТРУШЕВ: Если касаться Украины и тех событий, которые там происходят, думаю, что Китай нас поддерживает. И мы это отметили. Сказали им "спасибо" за то, что поддерживают Россию.

События в Украине, на мой взгляд, инициированы извне. Обратите внимание, как они развивались, а также на реакцию, которая была на них за рубежом.

Вспомним хотя бы конец прошлого года, ноябрь, когда Янукович не подписал Соглашение об ассоциации с ЕС. Какая была острая реакция! Но ведь никто не задумывался над тем, а если бы он подписал, какие были бы экономические последствия для Украины? Это была практически кабала, социально-экономические показатели резко бы упали. Снизился бы уровень жизни. Но об этом никто не думал. Когда Янукович, видимо, ознакомился с соглашением, то он не отказался его подписывать, но сказал, что берет паузу. А это никого не устроило, и началось то, что мы сейчас наблюдаем. Я думаю, что все-таки давление было в основном организовано с территории США. Почему я так думаю? Да хотя бы потому, что Виктория Нуланд заявляла, что пять миллиардов долларов было истрачено на Украину. На что это было истрачено? Вот именно на поддержание, в том числе иностранных НПО для того, чтобы проводить свои замыслы. Помощи конкретной на экономику никто не дал. Американцы что сказали? "Мы дадим один миллиард долларов под гарантии". Что это означает? Если кто-то даст миллиард долларов, то они будут гарантами того, что деньги будут возвращены той структуре, которая их предоставит. Но не более того.

С китайцами мы обменивались мнением, в том числе говорили о «цветных революциях». Они признали, что американцы стремятся приводить к власти тех людей, которые им выгодны, которыми они могут управлять. Но ведь на самом деле должны приходить к власти те люди, которых избирает народ. Конечно, нас это беспокоит, и на самом деле Украина - не единичный случай. Давайте посмотрим, что происходило в Ливии, в Афганистане, в Ираке. Ведь в Ливии и Ираке были физически устранены лидеры государств. Насаждалась "демократия". И что там стало лучше? Территориальная раздробленность, междоусобица, террористические акты, продолжение вооруженной борьбы. Поэтому думаю, что там, где пока внедрялась "демократия" западного образца, никто счастливой жизни не получил, наоборот, они получили все, о чем не мечтали. Сомневаюсь, что Украина стремилась получить то же самое.

А ведь все можно было сделать просто: если считаете, что украинский народ хочет в Евросоюз, - проведите референдум. И украинский народ ответит: "хотим мы в Евросоюз" или "мы не хотим". Но этого же никто не делал, никто не спрашивал.

Конечно, нам надо определять сейчас политику с вновь избранным президентом, и многое будет зависеть от того, как он себя поведет, какие действия предпримет. Первое, что нужно - прекратить кровопролитие,  положить конец истреблению Киевом своего же народа. От того, как он подойдет к решению данных проблем - будет складываться к нему отношение.

Мы уже слышали от Порошенко заявление, что он поедет на восток страны и там быстро наведет порядок. То же самое слышали мы от него и по «майдану», что за одни сутки будет все восстановлено. Не все те обещания, которые мы слышим из уст наших партнеров, особенно западных, сбываются. Могу привести такой пример: в предвыборный период Обама говорил, что база в Гуантанамо будет ликвидирована. Времени прошло достаточно, ничего не изменилось. Нам говорили, что в 2014 году вывод войск из Афганистана будет завершен. Сейчас мы слышим, что, оказывается, это произойдет не в 2014 году, а значительно позже. Конечно, военный контингент останется. Ну, а как иначе? Если они там создали военные базы, значит должны быть военные, кто их обслуживает?

Вопрос: Многие сейчас говорят, что в Азии происходит разделение сфер влияния на условно американскую - а США действительно сейчас укрепляют отношения со своими союзниками, например, с Японией, Южной Кореей, Малайзией - и на условно российскую. Мы все сейчас свидетели укрепившихся отношений между Россией и Китаем, Северной Кореей. Обсуждали ли Вы, возможно, с вашими китайскими коллегами ситуацию в Южной Корее, где США собираются развернуть ПРО? Южная Корея этому сопротивляется, по крайней мере, пока, из-за того, что Китай - ее основной торговый партнер. Затрагивалась ли эта тема? Какую позицию занимают и Китай, и Россия?

Н.ПАТРУШЕВ: Вы знаете, нас беспокоит создание глобальной системы ПРО. Причем и Россию, и Китай. Когда нам говорят, что это делается в интересах нашей безопасности, то возникает много вопросов, на которые мы хотим получить ответы, но не получаем. Когда говорим, что нужно подписать юридические документы, нам заявляют: "А вы верьте нам на слово". Но, как показывает практика, слова, к сожалению, и дела расходятся. Но ни мы, ни Китай не дружим против кого-то. Мы занимаемся обеспечением национальной безопасности своих государств. Важно, что мы совершенно не замкнуты, не закрыты, готовы со всеми нашими партнерами обсуждать вопросы обеспечения безопасности. Более того, мы их призываем к этому и, в частности, в июне в Казани собираем высоких представителей, курирующих вопросы безопасности в своих странах, на совещание. В прошлый раз, во Владивостоке на проводимой под эгидой аппарата Совета Безопасности Российской Федерации конференции было 60 делегаций. Не знаю, сколько будет в этот раз, посмотрим, не будем загадывать. Но для всех дорога открыта, приглашения всем разосланы. И мы готовы выслушивать все мнения, как надо совместно обеспечивать безопасность на нашем хрупком Земном шаре.