Совет Безопасности Российской Федерации

Выступление Секретаря Совета Безопасности РФ Н.Патрушева на XVII совещании руководителей специальных служб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств – партнеров ФСБ России

7 ноября 2018 года
7 ноября  2018 г.

Одной из основных особенностей современного мира является нарастание противоречий и конфликтного потенциала. Возникают и быстро распространяются вызовы и угрозы нового типа. Однако главной угрозой глобальной стабильности остается международный терроризм.

География его распространения постоянно расширяется.

В 2017 - 2018 годах последствия терроризма испытали на себе около ста государств. Основными центрами террористической активности остаются Ближний Восток, Афганистан, Южная и Юго-Восточная Азия, а также Африканский континент.

В настоящее время в мире насчитывается более двухсот террористических группировок.            К числу наиболее крупных из них относятся ИГИЛ, «Аль-Каида», «Аш Шабаб аль-Муджахедин», «Боко Харам» и «Хейят Тахрир аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра»). Названными группировками в 2017 году совершено около трети от общего числа терактов.

Неизбежность ликвидации последних очагов терроризма в Сирии и Ираке заставляет иностранных наемников покидать зоны конфликта, возвращаться в свои страны или создавать новые очаги нестабильности в ряде регионов мира.

Предметом устремлений террористов остаются, в первую очередь, страны с ослабленными институтами управления, обширными слабо контролируемыми территориями, острыми конфессиональными или этническими противоречиями, высоким уровнем бедности и безработицы.

При этом террористы меняют тактику, присоединяются к местным радикальным группировкам. Ведется работа по слиянию экстремистов с криминальными кругами.

Практически по всему миру наблюдается тенденция образования замкнутых национальных общин и диаспор, внутри которых нередко формируются организованные преступные группы.

Параллельно функционируют так называемые спящие ячейки, которые, внешне, не нарушая законов, ведут работу по вербовке новых членов и сбору финансовых средств.

Переход к сетевой организационной модели на основе региональных филиалов может подтолкнуть руководство ИГИЛ к воссоединению с «Аль-Каидой», которая также заинтересована в пополнении сил и средств для ведения активной террористической деятельности. Возникновение такого альянса представляет значительную угрозу международной безопасности, поскольку позволит этим двум террористическим организациям более эффективно контролировать деятельность своих региональных отделений и аффилированных структур.

В этих условиях важно обеспечить налаживание международного сотрудничества, эффективного обмена информацией об иностранных террористах, их перемещениях и планах, а также их пособниках и спонсорах. Необходимо принять меры к реализации уже существующих международных нормативно-правовых актов, в том числе, резолюции Совета Безопасности ООН 2178 по проблеме иностранных террористов-боевиков, возвращающихся из районов локальных войн и вооруженных конфликтов.

 Особо следует выделить угрозу, связанную с возможностью попадания в руки международных террористических организаций средств массового поражения, в том числе отравляющих и радиоактивных веществ, а также штаммов болезнетворных бактерий.

В последнее время все чаще появляется информация об угрозах химического терроризма на Ближнем Востоке и за его пределами. Данное обстоятельство обуславливает необходимость налаживания более тесного международного сотрудничества.

В этой связи хотел бы затронуть тему сирийского «химического досье». Противники законных сирийских властей регулярно обвиняют их в применении химического оружия против гражданского населения.

Так называемые доказательства создаются путем подтасовки фактов и вбросов в медийное пространство видеороликов, сфабрикованных представителями «Белых касок» и подобных им структур. Наряду с этим факты использования отравляющих веществ террористическими группировками всячески замалчиваются.

Серьезную обеспокоенность в этой связи вызывает низкое качество деятельности профильной Миссии Организации по запрещению химического оружия по установлению фактов применения химоружия в Сирии.

Доклады Миссии опираются на материалы и свидетельства, получаемые дистанционным путем в основном от оппозиционных структур. Сами же расследования проводятся с грубыми нарушениями положений Конвенции по запрещению химического оружия, без выезда на место, не обеспечивая сохранность вещественных доказательств.

Особое внимание необходимо уделить вопросам противодействия финансированию терроризма.

Для борьбы с отмыванием денег на национальном уровне в текущем году Президентом Российской Федерации утверждена соответствующая Концепция развития национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

В глобальном плане важным представляется сотрудничество по выявлению конкретных государств, физических и юридических лиц, вовлеченных в экономические отношения с международными террористическими организациями, с целью последующего пресечения их преступной деятельности.

По инициативе России в 2016 году в Стандарты Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег внесены изменения, в соответствии с которыми введен запрет на любую торговлю с        ИГИЛ, «Джебхат-ан-Нусрой» и аффилированными с ними террористическими группировками.

В данном контексте приобретает особую актуальность неукоснительное исполнение резолюции Совета Безопасности ООН 2199 по пресечению финансирования террористических организаций за счет ведущейся ими нелегальной торговли нефтью и нефтепродуктами с территории Сирии и Ирака.

В тесной увязке с антитеррористической повесткой дня рассматриваем проблему незаконного оборота наркотиков, который в большинстве случаев является одним из основных источников финансирования террористов. Необходимо в приоритетном плане договориться о выработке практических мер в данной области.

Со своей стороны готовы налаживать обмен актуальной информацией о лидерах и активных членах таких организованных преступных группировок.

Возрастанию угрозы международного терроризма во многом способствует доступность для террористов современных информационно-телекоммуникационных технологий, которые предоставляют им широкие возможности для распространения своей идеологии и осуществления вербовочной деятельности.

Интернет-пространство и онлайн-торговля все чаще также задействуются террористами для приобретения оружия и средств совершения диверсий, организации связи между членами и пособниками террористических организаций.

Следует также наладить обмен оперативной информацией между странами-участниками Совещания в отношении преступлений террористической и экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети Интернет. В виду мобильности указанных видов преступлений, а также ограниченного времени хранения соответствующих данных провайдерами, механизм правовой помощи здесь, как правило, неэффективен.

С учетом перечисленных угроз со стороны международных террористических организаций особое значение приобретает обеспечение безопасности массовых, в том числе спортивных, мероприятий.

Ярким примером успешного международного взаимодействия на данном направлении является проведение в текущем году в России Чемпионата мира по футболу, в ходе которого совместными усилиями удалось избежать терактов.

Россия всегда осознавала, что победить международный терроризм возможно лишь коллективными действиями всего мирового сообщества.

В этой связи мы последовательно выступаем за объединение усилий всех государств под эгидой Организации Объединенных Наций и ее институтов.

Если мы хотим эффективно бороться с этим злом, необходимо отказаться от двойных стандартов, перестать делить террористов на плохих и хороших, использовать их для достижения собственных геополитических целей.

События последних лет показывают, что настало время конкретных шагов, а не громких политических заявлений.

В этой связи хотел бы обратить внимание на инициативу Президента Российской Федерации В.В.Путина по созданию под эгидой ООН широкого антитеррористического фронта на универсальной международно-правовой основе.

Ведущая роль в противодействии терроризму отведена специальным службам и правоохранительным органам, которые в силу своих профессиональных обязанностей должны противостоять этой угрозе на первых рубежах, стремиться к совершенствованию и повышению эффективности своей деятельности.